Санкт-Петербург, Концертный зал

Бахиана


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Ольга Трифонова (сопрано)
Давид Герингас (виолончель)
Артисты группы виолончелей Симфонического оркестра Мариинского театра


В ПРОГРАММЕ:
Иоганн Себастьян Бах
Шесть сюит для виолончели соло, BWV 1007–1012

Миндаугас Урбайтис
«Бах-вариации II» для шести виолончелей

Эйтор Вила-Лобос
«Бразильская бахиана» № 5 для сопрано и восьми виолончелей
«Бразильская бахиана» № 1 для восьми виолончелей

 

Шесть сюит для виолончели соло написаны Иоганном Себастьяном Бахом около 1720 года в Кётене. До сих пор сюиты остаются эталоном, к которому стремятся приблизиться композиторы, пишущие для виолончели без сопровождения (в ХХ веке среди них были Макс Регер, Хиндемит, Кодай и многие другие). Сюиты Баха – радикально новаторские. Музыки без сопровождения basso continuo в то время вообще появлялось немного, тем более виолончельной. Лишь в конце XVII века при дворе герцога Франческо II д’Эсте в Модене внезапно случился «взрыв» – появилось несколько тетрадей сонат и ричеркаров для виолончели соло Джузеппе Коломби, Доменико Галли, Джованни-Батисты дельи Антони и Доменико Габриэли. На их фоне видно, насколько революционны баховские опыты. Итальянцы писали для виолончели строго одноголосно – многоголосные композиции предназначались для виолы да гамба с ее шестью, а то и семью струнами. Бах поступил наоборот: в сонатах для гамбы поручил ей одну мелодическую линию, а сюиты для виолончели насытил аккордами и скрытой полифонией, создав фактуру небывалой сложности. Это был прорыв, настоящий вызов исполнителям. Оказалось, будущее – за Бахом. Сюиты построены строго: каждая состоит из прелюдии, аллеманды, куранты, сарабанды и жиги. Между сарабандой и жигой в первых двух сюитах находятся менуэты, в следующих двух – бурре, в двух последних – гавоты. Для пятой сюиты (до минор) Бах предложил исполнителям перестроить струну «ля» тоном ниже, а по-царски роскошная шестая сюита (ре мажор) предназначена им для пятиструнной виолончели, которая в XVIII веке встречалась наряду с привычной для нас четырехструнной и позволяла свободнее играть в высоком регистре.
Как приношение Баху появились девять «Бразильских бахиан» Эйтора Вила-Лобоса. Это девять сюит для различного состава исполнителей, от фортепиано до хора и оркестра, написанные между 1930-м и 1945 годами. Чаще других звучат две, связанные с любимым инструментом Вила-Лобоса – виолончелью. «Бахиана № 1», состоящая из интродукции, прелюдии и фуги, ближе всего баховским образцам. Композитор посвятил ее Пабло Казальсу, открывшему для него сюиты Баха. Создавая новый, авторский жанр, Вила-Лобос прощался с бурными, богатыми на эксперименты 1920-ми годами и вступал в период неоклассицизма. Истоки «Бахианы № 5» – не только баховские и бразильские: Вила-Лобос черпал вдохновение, слушая не только «Бранденбургские концерты» Баха, но и «Вокализ» Рахманинова. Первая часть – «Ария» на слова певицы Рут Валадарес Корреа, первой исполнительницы произведения. Ее романтические стихи – о восходе луны. Слова для второй части («Танец») – о птицах Бразилии – написал поэт Мануэль Бандейра. Конечно же, Вила-Лобос ввел «птичьи» интонации в музыку.
Бах литовского композитора Миндайгаса Урбайтиса – Бах эпохи постмодернизма. Урбайтис, много работающий на стыке жанров, автор музыки для театра, кино и анимации, органично пришел к минимализму через рок-музыку, а в эпоху обработок и ремейков («когда все уже было») обратился к музыке прошлых лет. Среди его сочинений – Recycling tango (1998), «Казус Вагнера» (1999), «Бах-вариации I» для четырех скрипок (1988). «Бах-вариации II» для шести виолончелей (2000) написаны по заказу павильона Германии на Expo 2000 в Ганновере. Сочинение впервые прозвучало в исполнении Давида Герингаса и его учеников. В вариациях использован тематический материал баховских виолончельных сюит, за прошедшие почти три столетия лишь возросший в цене.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход