Санкт-Петербург, Концертный зал

Петр Геккер. «Прóклятый апостол»

концертное исполнение оперы


Мировая премьера

Либретто Юрия Димитрина по мотивам «Евангелия от Матфея», «Песни  Песней» и апокрифа «Евангелие от Иуды»

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Дирижер – Роман Леонтьев

Иуда Искариот – Борис Пинхасович
Мария Магдалина – Екатерина Шиманович
Дисканты – Саша Заряднов, Кузьма Кузоватов
Волхвы – Александр Михайлов, Алексей Чувашов, Евгений Чернядьев
Иудейские священники – Василий Горшков, Виталий Янковский, Юрий Власов
Римские стражники – Андрей Зорин, Михаил Троян, Юрий Власов

Хоровая студия мальчиков и юношей Санкт-Петербурга
Художественный руководитель – Вадим Пчелкин

Хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер – Дмитрий Ефимов
Концертмейстер – Ирина Слуцкая


Петр Геккер, композитор: В середине прошлого века был найден датированный III веком н. э. манускрипт «Евангелие от Иуды». В нем утверждалось, что сам Иисус поручил своему любимому ученику предать его и выдать властителям Иудеи. Весть об этой находке быстро облетела мир и вызвала громадное число публикаций. В Рунете, к примеру, есть десятки статей на эту тему. Христианская церковь отнеслась к этому «Евангелию» спокойно. Это, разумеется, апокриф, которых немало. Написан он гностической раннехристианской сектой. И в нем Иуда не соответствует христианскому канону.
Меня эта история сразу увлекла. Много лет назад я прочел поразившую меня повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот», но при советской власти такой сюжет был невозможен для оперы. Долгие годы этот замысел зрел. И наконец мы с Юрием Димитриным пришли к неожиданному прочтению этого сюжета, но используя тексты, всем известные: «Евангелие от Матфея», «Песнь песней», «Книгу пророка Исаии».
Представьте оперу, где главный персонаж обречен на страшную муку: выполнить ради учения Христа веление своего Учителя, увидеть его распятым, а себя обречь на вечное проклятие. Я стал знакомиться с другими материалами об Иуде и среди них обнаружил высказывание митрополита Антония Сурожского, которое еще сильнее подогрело мой интерес к этой теме. Митрополит верит, что когда Христос спустился в ад, он непременно должен был посетить Иуду. «Разве мы не можем надеяться, – рассуждает он,  – надеяться со всей болью и ликованием сердца, что в этот момент Христос обратился к Иуде и сказал: "Ты намеревался приблизить Мою победу, и ты приблизил её. Но ты не знал, как. Приди, мир тебе!"»

Юрий Димитрин, автор либретто: Создаваемая пьеса-либретто оперы "Проклятый апостол" литературного первоисточника не имела, и опереться было не на что. В опере есть множество цитат: здесь и тексты "Евангелия от Матфея", и строки из "Песни песней", Псалмов Давида, – но все эти великие тексты, саму «пьесность» сочинения – сюжет, завязку событий, драматургическую интригу, развязку – никак не определяли.
Вновь созданный сюжет строится на двух персонажах – Иуде и Марии Магдалине. Не поющий актер, изображающий Христа, появляется на сцене в двух коротких эпизодах, иногда звучит (словно бы «с небес») его голос, и композитором предложен весьма необычный способ этого звучания. Есть в опере и массовые сцены. Разумеется, никаких теологических споров с христианскими канонами авторы оперы не ведут. Опера эта – светское сочинение. Но святость образа Христа в нем столь же безоговорочна, как и в четырех канонических Евангелиях.


Краткое содержание оперы

Но что стало с Иудой? Иуда повесился.
Осталась ли для него какая-нибудь надежда?
Существовала ли для него какая-нибудь надежда?
А если нет, то как это трагично!
Ведь Христос Сам призвал его в ряды Своих учеников.
И на Тайной Вечере Он обратился к нему и сказал:
«Иди и, что намереваешься сделать, делай быстро». (...)
Иуда не понимал путей Божиих, но он не думал
помешать исполнению Божьей воли. (…)
И здесь встает последний вопрос: означает ли это,
что все для него кончено? Все ученики в тот или другой момент
так или иначе поддавались страху, проявляли неверность,
но у всех оставалась возможность вернуться
к своему Наставнику, открыть Ему свое сердце,
молить о прощении, признать свои ошибки.
У Иуды такой возможности не было. (…)
После Своей смерти Христос сошел в ад, в то самое место,
где был Иуда, и они встретились.
Разве мы не можем надеяться, надеяться со всей болью
и ликованием сердца, что в этот момент Христос обратился
к Иуде и сказал:
«Ты намеревался приблизить Мою победу,
и ты приблизил ее, но ты не знал как. Приди, мир тебе!»

Митрополит Антоний Сурожский
Беседа «Бог приходит на помощь»


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

1. ПРОЛОГ
Отстраненно, мерно, как течение времени, звучит детский голос. Произносятся буквы алфавита языка древней Иудеи: «Алеф, Бет, Гимель, Далет, Хэй…»
В бесстрастие перечисляемых букв врывается видения ада. «Ад! Вечный ад! Джудекка! Джудекка – ад! Вечный ад!»
Возникает Дева Мария с младенцем на руках. Вокруг нее – блуждающие люди (хор) в одеждах разных эпох. Они славят Богородицу.
По небу движется Вифлеемская звезда. Ведомые ею волхвы направляются к Богоматери.
ВОЛХВЫ: «Вот он младенец, тот, кого мы ищем. Он Мессия, Мессия!»
Волхвы восславляют Деву Марию и младенца, подносят им дары.
Детский голос продолжает бесстрастное перечисление букв древнего алфавита: «Вав, Зайн, Хет, Тет, Йюд, Каф…»

2. «ВЕРА И ПЕЧАЛЬ». МОНОЛОГ ИУДЫ
Перед Иерусалимским храмом – молящийся Иуда.
ИУДА
Вера и печаль пронзают мне сердце.
Откуда вера? От священных законов Торы…
И вникая в начертанья каждой буквы,
я счастлив от того, что я – творенье Бога.
Печаль откуда? От бесплодной суеты в незрелых душах,
От бесстыдной власти злого Рима!
Святость и порок, тело и душа – выбираем мы вечно.
И не можем выбрать!

3. ФРЕСКА «ПОЯВИЛСЯ ГАЛИЛЕЯНИН»
Сцену заполняет возбужденная толпа иудеев.
ТОЛПА. Появился галилеянин! Он совершает чудеса. Он Мессия! Он иудейский царь, спаситель, он Мессия! Появился галилеянин! Халлелуйя! Халлелуйя! Осанна!
ИУДА. Царь иудейский… Мессия? Предсказанье Торы!?

4. «В ЧАС ЛЮБВИ». ПЕСНЯ И ТАНЕЦ МАРИИ
Среди масличных деревьев сада – Мария Магдалина.
МАРИЯ
Остановись, юноша. Окинь меня взглядом. И вздрогнет сердце твое.
В сумраке вечера зов любви туманит сердце.
Так хоровод желаний жажду любви утоляет.
Молится.
Прости меня. Я преступаю твои законы. Господи.
Вновь движется в танце, полном соблазна.
В час любви в сердцах мерцает зыбкий отблеск счастья.
Пенье флейты с плеч срывает легкие одежды.
Двух сердец волшебный танец, вечный танец двух желаний.
Жаркий танец жизни в час любви!

5. ФРЕСКА «ИЕРУСАЛИМ»
Сцену заполняет восторженная молящаяся толпа.
ТОЛПА. Возвеселитесь с Иерусалимом и возрадуйтесь о нем! Благословен Ты, Господь Всевышний, простерший покров мира над Иерусалимом! Как прекрасен, стоящий на горе провозвестник, возвещающий мир! (текст на иврите)

6. ДУЭТ «КАК ТЫ ПРЕКРАСНА, ЖЕНЩИНА…»
На сцене Мария Магдалина. Поодаль Иуда.
ИУДА. Как ты прекрасна, женщина…
МАРИЯ. Голос твой приятен мне. И твоя душа спорит в нем с телом.
МАРИЯ, ИУДА
О, как ищем мы ночью, на ложе своем,
тех, кто наши сердца обжигает любовью.
МАРИЯ
Слышу голос возлюбленного моего,
перепрыгивая через горы, через холмы, приближается!
Губы его – лилии, уста его – сладкие яства!
И весь он – желанный!

7. ФРЕСКА «ПОБИТИЕ КАМНЯМИ»
Возникает группа иудеев.
ПРИШЕДШИЕ (указывая на Марию)
Вот она, вместилище греха.
Блудливый взгляд твой мы укоротим, царица блуда!
Окружив Марию, они грубо толкают ее друг другу, не выпуская из круга.
ИУДА. Остановитесь!
ПРИШЕДШИЙ. Заступник? (Наносит Иуде удар кулаком, сбивая его с ног.)
Вот так. И напоследок.
В руках у пришедших появляются камни.
ПРИШЕДШИЕ
Четыре казни, выбирай. Любую! Пронзение мечом. А удушение? Сожжение…
Молись! Всевышнему! Побитие камнями – смоет смрад греха. Молись!
Замахиваются, готовые обрушить на Марию град камней.

8. ФРЕСКА «ВЪЕЗД В ИЕРУСАЛИМ»
ГОЛОСА ТОЛПЫ (приближаясь). Халлелуйя! Осанна! Осанна!
Сцену заполняет толпа, шествующая за Иисусом*.
ТОЛПА. Осанна сыну Давидову! Царь, грядущий во имя Господне! Шалом! Осанна!
Иисус, обратив свой взгляд на группу с камнями и Марию, делает знак толпе остановиться. Всё смолкает. Иисус подходит к Марии, несколько мгновений смотрит на нее, Затем, пристально разглядывая зал, поднимает руку.
ГОЛОС ИИСУСА. Кто из вас без греха, первый брось в нее камень…*
Камни выпадают из ладоней нападавших. Они простирают руки к Иисусу и сомнамбулически движутся к нему. Иуда приходит в себя и бросается к Марии
МАРИЯ (бросаясь к Иисусу)
Ты – спаситель... Иду за тобой...
Присоединяется к толпе, уходящей вслед за Иисусом.

* Роль Иисуса на сцене исполняется не поющим актером. Голос Иисуса здесь и далее озвучивают трио баритонов и басов.

 

9. «КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ»
Первосвященник Каиафа, члены синедриона Саддукей и Фарисей. Поодаль Иуда.
ФАРИСЕЙ (Иуде) Твоя блудница ушла с толпой учеников пророка! Ты упустил ее!
ПЕРВОСВЯЩЕННИК КАИАФА (тихо, Саддукею, с жестом в сторону Иуды)
Он может быть для нас не бесполезен.
ФАРИСЕЙ (Иуде) Не уберег девицу… Иди за ней!
ПЕРВОСВЯЩЕННИК КАИАФА (Иуде)
Иди за ними! И если тот пророк опасен нашей вере – дай нам знать.
Синедрион найдет решенье.
Постепенно темнеет.
ДЕТСКИЙ ГОЛОС. Алеф, Бет, Гимель, Далет, Хей…

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

10. «ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ»
Бесстрастно звучат буквы древнееврейского алфавита.
ДЕТСКИЙ ГОЛОС. Алеф, Бет, Гимель, Далет, Хей…
Иудеи молятся в иерусалимском храме. Среди них Каиафа, Фарисей, Саддукей.
МОЛЯЩИЕСЯ. Как на горе Сион родилась Тора, так и слово Божье вышло из Иерусалима! (Текст на иврите)
В молитву врываются голоса учеников Иисуса.
ГОЛОСА. Слушайте! – Учитель говорит. Учитель говорит. Слушайте! Слушайте!
Молящиеся прекращают молитву и прислушиваются.

11. ФРЕСКА «УЧИТЕЛЬ»
Сцену заполняют ученики Иисуса. Среди них Иуда, Мария.
ГОЛОС ИИСУСА (трио мужских голосов)
Блаженны жаждущие правды, ибо они насытятся.
МАРИЯ, УЧЕНИКИ. Блаженны… Блаженны жаждущие!
ГОЛОС ИИСУСА
Не нарушать закон пришел я. Я пришел закон исполнить!
ИУДА. Не нарушать…
МАРИЯ, УЧЕНИКИ. Но исполнить закон…
Прервавшие молитву иудеи, приближаются к Иуде.
УЧЕНИКИ. Он говорит: «Радуйтесь и веселитесь. Да прилепится муж к жене своей.
МАРИЯ, ИУДА. Да прилепится… Будут двое – одна плоть!
КАИАФА. САДДУКЕЙ И ФАРИСЕЙ (окружив Иуду). Иуда, слышишь? Он опасен.
Он возмущает народ! Он нарушает закон!
ИУДА. Не так! Он говорит:
ИУДА И ГОЛОС ИИСУСА. Не нарушать закон пришел я.
ИУДА. …Но исполнить…
Иуда вырывается из кольца иудеев и присоединяется к Ученикам.
ИУДА, МАРИЯ
Когда душа в трудах – прекрасен мир вокруг…
и звездный небосвод так близок и так ярок.
И каждый новый день, и новый звук –
Божественный подарок… Когда душа в трудах…

12. «ОГОНЬ И ПЛАМЕНЬ БОЖИЙ». ДИАЛОГ И АРИОЗО
Иуда подходит к Марии.
ИУДА. Ты узнаешь меня. Мария…
МАРИЯ. Да, я рада, что ты рядом с нами. Что подошел ко мне. Но я теперь не та…
Что просишь, дать я не могу… Душа моя чиста! Учитель изменил меня.
ИУДА. Учитель… Он и меня к себе приблизил! Преобразил!
И разве не изрек он: «Будут двое – одна плоть!» Одна плоть! Одна! Мария!!
МАРИЯ
Заклинаю тебя: не буди жарким словом любовь.
(В зал) Не тревожьте любовь, пока она не проснется сама.
Она словно ад жестока, жестока!
Она, как глас Небес, – огонь и пламень Божий!
Иуда подходит к Марии. Берет ее руки в свои. Молчание.
…Иди к Учителю. Скажи, что этот божий пламень в нас двоих…
ИУДА. Он нас благословит!
МАРИЯ, ИУДА. Одна плоть. Одна… Одна плоть…
Иуда решительно уходит.
МАРИЯ. …Откуда такая нежность?

13. ФРЕСКА «СИНЕДРИОН»
Члены синедриона внимают первосвященнику.
ПЕРВОСВЯЩЕННИК КАИАФА
Себя он называет Сыном Бога! Он чудодействует! Он опасен!
САДДУКЕЙ. Он – иудей!
ВОЗГЛАСЫ. Найти и привести на суд синедриона!
САДДУКЕЙ. А если он заблудший иудей?
КАИАФА. Он называл себя «Царь Иудейский». И если… он пред нами не виновен…
ВСЕ. …Тогда его к Пилату отведем. И пусть решает Рим!

14. «НЕЖНОСТЬ». АРИОЗО МАРИИ И СЦЕНА
Возникает Мария.
МАРИЯ. Откуда такая нежность?
Не первые эти кудри разглаживаю,
Всходили и гасли очи у самых моих очей.
Откуда такая нежность?
И что с нею делать, отрок желанный?
Откуда такая нежность?

15. ФРЕСКА «ВЫБОР»
Словно в медленном сне – блуждающие ученики Иисуса, иудеи. Поодаль члены синедриона. Появляется Иуда. Он колеблется. Наконец решившись, направляется к членам синедриона. Толпа встает на его пути. Преодолев толпу, Иуда, бросается к Каиафе. Толпа в ужасе замирает.

16. «ТЫ ГОВОРИЛ С НИМ?» СЦЕНА
Мария в ожидании Иуды. Он появляется – растерян, мрачен.
МАРИЯ. Ты говорил с ним? Он нас благословил?
ИУДА. Мария… Мы вместе быть не сможем.
Предписан мне иной пламень. Земной и вечный.
МАРИЯ. Что сказал тебе Учитель?
Хитрец. Ты с ним не говорил.
Ты предложил мне быть одною плотью... И испугался.
Презренья ты достоин.
Мария быстро уходит.
ИУДА. Презренья? Нет.
Я слышу крик Марии: «Будь ты проклят!»
И это будет повторяться всеми. И продлится вечно…

17. ФРЕСКА «ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕНИКОВ»
Словно видение, возникают иудеи с жестяными кружками, наполненными звенящими монетами (замедленный «слепок» начала 7-й сцены – «Побитие камнями»). Они окружают Иуду, ритмично встряхивая кружками с воображаемой мздой.
ТОЛПА. Ты здесь, Иуда. Ты где-то здесь.
Мзда за измену в твоем кошельке.
Чи-ки. Чи-ки. Чи-ки. Чи-ки-ти!
Тридцать сребреников! Тридцать сребреников!
Чи-ки. Чи-ки-ти. Чи-ки-ти! Чи-ки. Чи-ки-ти!

18. «ЭТО СДЕЛАЛ Я!» СЦЕНА ИУДЫ И МАРИИ
Появляется Мария.
МАРИЯ. Иуда! Его схватили. Учитель наш кем-то предан.
ИУДА. …Он мною предан.
МАРИЯ. О, нет. Не ты! Ты свято веришь, что Он пришел спасти нас…
ИУДА (с фальшивой усмешкой)
Я свято верю лишь в одно, во власть монет над нами.
(Вынимает кошель.) Вот, смотри. Отныне я богат. Всего их тридцать.
МАРИЯ. Да будь ты проклят всеми! (Убегает.)

19. «ДИАЛОГ». СЦЕНА.
ИУДА. …Да, Мария. Я говорил с Учителем.
Возникает сидящий в глубоком раздумии Иисус.
Учитель... Мария и я… Что мне сказать Марии?
Христос поднимает глаза к небу. На темном небе появляется Вифлеемская звезда.
ГОЛОС ИИСУСА. Я буду предан… и распят. И это должен сделать кто-то из вас.
ИУДА. Кто сможет тебя предать? Он будет всеми проклят.
ГОЛОС ХРИСТА. …Тот, кто сделает выбор. Тот, кто решится.
Иисус несколько мгновений проникновенно смотрит в глаза Иуды.
ИУДА. …Я понял… Учитель… Зло терзает душу, когда оно в обличье человека. Так людям легче принять твое ученье… И спастись.
Иисус целует Иуду.
ГОЛОС ИИСУСА. Делай поскорей… на что решился… (Исчезает.)

20. «БУДУ ПРОКЛЯТ». МОНОЛОГ ИУДЫ
ИУДА. Навечно. Буду проклят. Всеми…
О, как тяжек глас времен:
Ты завещал мне жребий оставить миру грех под именем «Иуда».
Радуйся, Равви. Да будет… так. Я выбрал. Я решился.
(С безнадежной печалью.) …В час любви в сердцах мерцает
Зыбкий отблеск счастья…
Навечно… Всеми… Нет конца у времени… Предатель!
Нет конца проклятью! Я – предатель!!! Навечно!!!
Радуйся, Равви!!!

21. «ИГРА В КОСТИ». СЦЕНА
Три римских легионера играют в кости у подножья креста с распятым Иисусом.
ГОЛОС. Пи-ить!
ЛЕГИОНЕР (партнеру по игре). Бросай костяшки!
ГОЛОС. Пи-ить!
ДРУГОЙ ЛЕГИОНЕР. Смочу губы… Ему… (Уходит.)
ЛЕГИОНЕР (бросив кости). Распятый смолк… Испустил дух. (Бросает кости.)

22. ЭПИЛОГ
На коленях Девы Марии тело снятого с креста Иисуса. Поодаль склонившаяся в неизбывном горе Мария Магдалина. С противоположной стороны – Иуда. За ними – апостолы.
– Я, апостол Иоанн, я дожил до ста лет и умер в Эфесе.
– Я, апостол Андрей. Проповедовал в Армении, Скифии. Распят в Ахайе.
– Я, апостол Иаков. Проповедовал в Галилее. Заколот мечом.
– Я, апостол Фома. В Индии проткнут пятью копьями…
– Я, апостол Филипп. Распят головою вниз.
– Я, апостол Левий Матфей. Казнен побитием камнями.
Подобным образом высказывается о своих деяниях и участи каждый из апостолов.
ИУДА. Я Искариот Иуда… Я жив… в проклятьях. В них мое бессмертье.
ДЕТСКИЙ ГОЛОС. МАРИЯ МАГДАЛИНА. Слово божье вышло из Иерусалима.
ДЕТСКИЙ ГОЛОС (истаивая) Вав, Зайн, Хет, Тет, Йюд, Каф, Ламед, Мэм, Нун, Самех, Ейн, Пе, Цади, Куф, Рейш, Шин, Тав…

Медленное затемнение. Занавес

Составитель Ю. Димитрин

Возрастная категория 12+

© 1998 – 2017
Мариинский театр
Справочная служба
+7 812 326 41 41
tickets@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации