Соната для скрипки и фортепиано принадлежит к числу последних сочинений Клода Дебюсси. В разные годы своей жизни он задумывал немало скрипичных произведений, но завершил лишь немногие, в том числе сонату, над которой работал в 1916–1917 годах. В сентябре 1917 года Дебюсси исполнил сонату в ансамбле со скрипачом Гастоном Пуле. Эта премьера стала последним появлением композитора перед публикой.
Воздушная, невесомая фактура, множество флажолетов в партии скрипки, фантазийные перемены темпа сообщают музыке сонаты эфемерность, какую редко встретишь даже в произведениях импрессионистов. Три части (Allegro vivo, интермедия и финал) не имеют программных названий, хотя их музыка вызывает целый калейдоскоп ассоциаций с более ранними, программными произведениями Дебюсси, а в финале незримо витает призрак четвертой части «Шехеразады» Римского-Корсакова. Однако на этот раз композитор предпочел не раскрывать замысла, оставить загадку без отгадки. Может быть, оттого, что с юности вдохновлявшая композитора современная живопись на его глазах стала беспредметной.
Скрипичная соната ре мажор представляет собой авторское переложение Сонаты для флейты и фортепиано соч. 94. Она была начата Прокофьевым в 1942 году в Алма-Ате и окончена в следующем году в Перми, где композитор параллельно работал над балетом «Золушка». Прокофьев создал для флейты очень светлое, мечтательное произведение с бесконечно стремящимися вверх пассажами. Скерцо напоминает быстрый, кружащийся в вихре вальс, а в третьей части неожиданно появляются блюзовые нотки.
У сонаты оказалась удивительно счастливая судьба. В декабре 1943 года ее впервые сыграли в Москве флейтист Николай Харьковский и пианист Святослав Рихтер, а уже в июне 1944 года Давид Ойстрах и Лев Оборин исполнили вариант для скрипки и фортепиано (соч. 94 bis). Перед этим Прокофьев при участии Ойстраха превратил флейтовую партию в скрипичную, введя более свободные смены регистров, двойные ноты и аккорды. Соната была названа Второй вопреки тому, что над Первой скрипичной сонатой, совершенно противоположной по характеру, Прокофьев тогда еще продолжал работать.
Среди шести сонат Эжена Изаи для скрипки соло соч. 27 (1924) Третья – наименее «баховская» и наиболее романтическая. Соната имеет подзаголовок «Баллада». В отличие от большинства других сонат Изаи, она не делится на части и исполняется на одном дыхании с постепенным нарастанием темпа. В сонате нет ничего от старинных неторопливых баллад. Она начинается медленным эпизодом «в духе речитатива», написанном в свободном ритме и в свободной же атональности (ре минор появляется позднее, в быстром фантастическом разделе). От Баха, на чьи произведения для скрипки соло Изаи, конечно же, ориентировался, взята только идея исполнения многоголосия любой сложности: «Баллада» завершается целым каскадом аккордов. Изаи посвятил сонату румынскому скрипачу и композитору Джордже Энеску.
Анна Булычёва
Скрипичная соната Сезара Франка, наряду с фортепианным квинтетом и струнным квартетом, принадлежит к триаде камерных ансамблей, созданных композитором в последнее десятилетие жизни. Все три произведения признаны выдающимися образцами французской камерной музыки.
Рукопись сонаты Франк преподнес как свадебный подарок ее первому исполнителю, знаменитому бельгийскому скрипачу Эжену Изаи. Соната Франка стала одним из любимых произведений Изаи и вошла в репертуар многих известных скрипачей.
Четырехчастная форма цикла напоминает о структуре баховских сонат. Как и у Баха, цикл начинается с умеренно медленной части. Обращение к речитативу в третьей части и к полифоническим формам в финале также заставляет вспомнить о принципах барокко, но богатая хроматизированная гармония отсылает к позднеромантическому стилю.
Первая же музыкальная мысль сонаты – красочный мажорный нонаккорд, звучанием которого Франк словно любуется, не спеша разрешать его в устойчивое созвучие, – протягивает нить к будущим поискам в гармонии Дебюсси. В сонате ярко проявился принцип «циклического тематизма», при котором все части связаны одним мотивом. Этот принцип Франк применял и в своей симфонической музыке. Здесь таким элементом служит интонация восходящей терции, возникающая в самом начале первой части у фортепиано, а затем у скрипки.
Партия скрипки была впоследствии переложена для различных инструментов. Транскрипцию для виолончели, выполненную французским виолончелистом Жюлем Дельсаром, одобрил сам композитор. Органичное звучание сонаты на виолончели позволяет воспринимать эту версию как равноценную оригиналу.
Владимир Хавров