Фредерик Шопен – автор около двух десятков ноктюрнов, сочинявшихся им с юности – с 1829 года – и вплоть до самой смерти. К тому времени жанр уже имел долгую историю. Первоначально ноктюрнами назывались ночные службы в католической церкви, а в XVIII веке так же стали именовать оркестровые сюиты, исполнявшие ночью – нечто в характере серенад. Именно таковы оркестровые ноктюрны Моцарта.
Заново открыл этот жанр в 1812 году ирландский музыкант Джон Фильд. У него ноктюрн превратился в салонную пьесу для фортепиано – и как раз тогда в театрах приобрели популярность ночные сцены при лунном освещении, то идиллические, то мрачные, «готические». Шопен, в свою очередь, превратил ноктюрн в нечто вроде «песни без слов». В его ноктюрнах, начиная с самых первых опусов, имитируются различные вокальные жанры – ария, романс, даже хорал. От исполнителя требуется пение на рояле. А поскольку тогда достиг расцвета стиль bel canto, и Шопен был фанатичным поклонником оперы, мелодии ноктюрнов обычно расцвечены виртуознейшими орнаментальными пассажами.
Современникам Шопена были известны баллады поэтические и баллады вокальные, повествующие о роковых обстоятельствах или же их предвещающие. В эпоху романтизма эти баллады были в моде, но Шопен стал первым, кто стал называть так инструментальные произведения. Он был далек от того, чтобы копировать строфическую форму вокальных баллад, а создал взамен нечто концентрированное, близкое сонате. Считается, что его четыре баллады для фортепиано вдохновлены «Свитезянкой» Адама Мицкевича – историей русалки, погубившей юношу. Сам Шопен этого официально не подтверждал, однако почти все свои баллады он написал в ритме баркаролы, имитирующем безостановочное движение волн.
Большой блестящий полонез соч. 22 в творчестве Фредерика Шопена знаменует вершину «блестящего стиля» – концертного стиля, достигшего расцвета к началу 1830-х годов. Шопен сам исполнял это произведение на сцене с оркестром, пока вел такого рода концертную деятельность. В Большом блестящем полонезе первенство целиком и полностью принадлежит солисту – пианисту, а оркестру достается лишь скромная роль аккомпаниатора.
В начале 1830-х Шопен предпослал полонезу вступительную часть – Andante spianato для фортепиано соло. Итальянское слово spianato означает «ровно». За ним в нотах следует еще и ремарка tranquillo – «спокойно». Большое безмятежное соло написано в характере баркаролы, ровное течение которой прерывает эпизод в ритме мазурки. Шопен, выведший полонез из салона на большую концертную эстраду, решил таким образом усилить национальный характер произведения, включив в композицию еще один польский танец.
«Героический» полонез соч. 53, законченный в 1843 году, оказался последним в ряду полонезов Фредерика Шопена. После него появился лишь «Полонез-фантазия». Полонез ля-бемоль мажор отличают два качества – большой героический стиль и яркий национальный характер. В нем не осталось ничего от салонных полонезов времен юности Шопена, в которых могло не быть ничего польского и еще меньше – героического.
Когда Шопен неторопливо работал над своими поздними полонезами (это могло занимать у него больше года), Верди и его соотечественники вкладывали в уста героев без страха и упрека виртуозные кабалетты именно в ритме полонеза. Увы, Шопен так и не создал польской национальной оперы, чего от него так ждали на родине... Если бы он это сделал, у главного героя непременно была бы ария-полонез. Однако его фортепианные полонезы не менее виртуозны, масштабны по форме и требуют от исполнителя не меньшей доблести, а от рояля – поистине оркестрового звучания.
Анна Булычева