Санкт-Петербург, Мариинский театр

Щелкунчик


балет Петра Чайковского
(хореография Василия Вайнонена)
Исполнители – воспитанники Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой

Третий спектакль 8-го абонемента

Исполнители

Учащиеся и студенты Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Премьера: 18 февраля 1934 год, Ленинградский театр оперы и балета

Продолжительность спектакля 2 часа 45 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория 6+

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Либретто Мариуса Петипа по сказке Э.Т.А. Гофмана, в редакции Василия Вайнонена
Хореография Василия Вайнонена
Художник-постановщик – Симон Вирсаладзе

Краткое содержание

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Действие происходит в старинном немецком городке в начале позапрошлого столетия. Вечер. В канун Рождества на улице оживленно, празднично. Большой, ярко освещенный дом Штальбаума. Среди приглашенных на елку старый чудак, изобретатель и мастер игрушек, друг детей Дроссельмейер.
Празднично украшена гостиная в доме Штальбаума. Собираются гости. Входит Дроссельмейер, он несет с собой подарки.
Все готово к началу праздника. Вбегают дети.
Начинается игра в жмурки. В ней принимает участие Дроссельмейер. Ему завязывают глаза. Первой попадается зазевавшаяся маленькая дочка Штальбаума Маша.
После игр начинаются танцы. Затем Дроссельмейер в костюме чародея показывает свои фокусы и кукольное представление: "Принцессу хочет похитить мышиный король, но отважный Щелкунчик убивает мышиного короля и спасает принцессу".
Дроссельмейер неистощим на выдумки. Он заставляет танцевать для детей заводные игрушки – паяца, куклу, арапа. Но больше всех Маше нравится Щелкунчик.
Франц отнимает у Маши Щелкунчика, у него в руках остается только оторванная голова куклы. Дроссельмейер быстро чинит Щелкунчика. Маша ласкает и успокаивает обиженного любимца. Поздно, гостям пора расходиться. Праздник завершается танцами.
Маша прощается со Щелкунчиком, огни на елке гаснут. Няня уводит Машу спать.


ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Маша укладывается в кроватку и засыпает. Она видит сон, будто мыши занимают гостиную. Во главе их сам Король мышей.
Щелкунчик во главе войска оловянных солдатиков идет в атаку. Маша следит за ним. Преодолевая страх, в решительный момент схватки она бросает свою туфельку в Короля мышей. Это спасает Щелкунчика. Король мышей побежден, он исчезает вместе со своим войском.
Дроссельмейер превращает Машу и Щелкунчика в прекрасных принцессу и принца. Их подхватывает снежный вихрь, и начинается путешествие в сказочную страну.


ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Маша и Щелкунчик плывут на корабле по сказочной реке. Щелкунчик разгоняет летучих мышей, открывая путь на волшебный остров.
Начинается праздник. Маша и Щелкунчик счастливы. Они танцуют и веселятся вместе со всеми.

Эпилог
Маша спит в своей кроватке. Скоро утро. Волшебный сон кончился. Маша просыпается.


Написанная по сценарному плану Мариуса Петипа для сказочного балета-феерии, впервые музыка Чайковского прозвучала в спектакле, поставленном Львом Ивановым в 1892 году. Роскошно оформленный, тот спектакль отвечал духу балетов ХIХ века – цельность сюжетной драматургии не была в числе первоочередных задач хореографа, внимание балетмейстер сосредоточил на богатстве танцевального текста. «Нет в музыке "Щелкунчика" ни одного ритма, ни одного такта, который не перелился бы в танец. Все кипит на сцене неумолчно тихим плеском тишайших фигур с взрывами румяного счастливого детского смеха, детских утех, упоений и секундных огорчений», – с ностальгией вспоминал критик Волынский постановку Иванова, снятую с репертуара в советской стране. Авангардные 1920-е подарили ленинградской сцене новое прочтение музыки Чайковского. В спектакле, поставленном Федором Лопуховым, не было места безмятежной гармонии классического танца. Акробатические поддержки, шпагаты и мелодекламация потеснили традиционные вариации и па-де-де. Однако пластические эксперименты и подчеркивание хореографом трагического начала партитуры Чайковского были встречены критикой настороженно. И уже в 1934-м в афише появился новый «Щелкунчик» – постановка Василия Вайнонена, дитя новой эпохи, приветствовавшей политкорректность и обоснованность танца развитием фабульного действия. «Сценарий "Щелкунчика" Петипа не удовлетворял меня отсутствием реалистической трактовки первого акта, прерывностью интриги и налетом сусальности (пряничные домики, наряженные в накидочки мыши и т.д.)», – писал хореограф и, отказываясь от фантастических персонажей, сочинял спектакль о девочке, которой приснились чудеса. Хореограф услышал в музыке Чайковского гармонию конфетно-карамельных детских грез и выстраивал танцевальное действие, опираясь на традиции балета ХIХ века – с развернутыми классическими ансамблями Вальса снежинок и Розового вальса, па-де-де главных персонажей и дивертисментом характерных танцев в стране Сластей. «Щелкунчик» Вайнонена создавался привычным языком классики, перипетии сюжета в нем были представлены танцевально, и его хореографическое разнообразие стало залогом долгой сценической жизни. Спектакль не сходит со сцены уже более восьмидесяти лет. Сегодня его исполняют как артисты Мариинского театра, так и студенты Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Ольга Макарова


27 сентября 2015
26 октября 2015
28 декабря 2015
Щелкунчик
27 января 2016
10 марта 2016
15 мая 2016
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)