ИСПОЛНИТЕЛИ:
Сергей Бабаян (фортепиано)
Даниил Трифонов (фортепиано)
В ПРОГРАММЕ:
Роберт Шуман
Анданте с вариациями си-бемоль мажор для двух фортепиано, соч. 46
Франц Шуберт
Фантазия для фортепиано в четыре руки фа минор, соч. 103
Иоганнес Брамс
Венгерские танцы
Сергей Рахманинов
Сюита № 1 для двух фортепиано, соч. 5
Сюита № 2 для двух фортепиано, соч. 17
Художник, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться…
Евгений Винокуров
Как-то так вышло, что в речевом обиходе первое слово из приведенного эпиграфа заменяют на другое, сообщая афоризму более широкий смысл: «Учитель, воспитай ученика…». Вера Васильевна была выдающимся художником, но прежде и раньше всего – великим педагогом, учителем нескольких поколений пианистов. Она и на концертную эстраду стала регулярно выходить, уже имея питомцев, увенчанных лауреатскими званиями. То есть, буквально следуя все тому же эпиграфу: атмосфера занятий с талантливыми учениками сообщала ей уверенность в собственных художественных притязаниях.
«Я музыку больше чем люблю. Я в ней живу, она меня питает всячески. И вот этому мне хочется как-то научить ученика», – сказала Вера Васильевна в интервью в дни празднования ее юбилея. Она и родилась по счастливому совпадению в Международный день музыки – 1 октября. И, даже перешагнув порог 85-летия, возглавляла кафедру специального фортепиано в Московской консерватории, лично занималась с учениками, вела активную творческую жизнь.
В одном человеке соединились воспитатель плеяды знаменитых учеников, пианистка, вызывающая восхищение, талантливый и яркий литератор – автор книг, рецензий и очерков об исполнительском искусстве. Любой из этих ипостасей достанет, чтобы имя Веры Горностаевой не было забыто никогда.
«Вера – это неповторимое сокровище, родившееся на ладони великого мастера – Генриха Нейгауза. Она первоклассный исполнитель и профессор. Ее ум, гордо и невредимо сохранивший себя, вопреки всем резким переменам в российском историческом времени, прочен, как сталь, и вместе с тем гибок…» (из предисловия пианистки Хироко Накамура к японскому изданию книги В. Горностаевой «Два часа после концерта», 2001). Во Франции было опубликовано специальное исследование «Метод Горностаевой».
Не ограничиваясь занятиями в консерватории, Горностаева организовывала концерты своих учеников, проводила мастер-классы в различных городах страны. В 80-х годах она вела телевизионный цикл передач «Открытый рояль». Журнал «Огонек» присудил ей премию за лучшие публицистические статьи, посвященные музыкальному образованию, воспитанию широкой слушательской аудитории. В последнее годы пианистка возглавляла Московский союз музыкантов.
Крупнейшие консерватории и музыкальные академии мира предлагали Вере Васильевне профессорскую должность. Но всю жизнь, даже в самые трудные для страны годы, она преданно служила родной alma mater. «Менять консерваторию? Вы подумайте только, я хожу по коридорам и знаю, что здесь ходили Чайковский, Рахманинов, Скрябин… Да какая консерватория мне может это заменить!» – восклицала Горностаева.
Но мастер-классы пианистка давала по всему миру. Особый успех ее уроки имели в Японии, их транслировала крупнейшая телекомпания. Была даже выпущена книга, помогающая зрителям подготовиться к циклу передач.
Знаменитые ученики Веры Васильевны отдавали в ее надежные руки своих детей. Музыканты влюбленно называют любимых педагогов «мамами» и «папами». Музыкальных детей, внуков и правнуков у Веры Горностаевой уже тысячи. Им предстоит продолжить творческую, педагогическую династию, передавая из поколения в поколение «эстафету Веры».
Иосиф Райскин