Санкт-Петербург, Концертный зал

Владимир Тропп


X международный фестиваль «Лики современного пианизма»

В ПРОГРАММЕ:
Александр Скрябин
Фантазия, соч. 28
Три пьесы, соч. 45

Николай Метнер
Три пьесы, соч. 31

Сергей Рахманинов
Вариации на тему Корелли, соч. 42

Петр Чайковский
«Времена года», соч. 37


Исполняет Владимир Тропп

О концерте

Для ранних опусов Александра Скрябина стилистической моделью служила музыка Фредерика Шопена. Скрябин обращался к тому же кругу жанров, что и польский мастер, но вкладывал в них собственное содержание. Фантазия си минор – один из последних примеров диалога с Шопеном. Богатая хроматизированная гармония и стремление к одночастности, стирающей грани между сонатой, поэмой и фантазией, предвосхищает стиль зрелого Скрябина.
Наряду с крупными формами важнейшую роль в музыке Скрябина играет фортепианная миниатюра. Цикл из трех пьес соч. 45 длится чуть менее трех минут. Это лаконичные зарисовки мимолетных, ускользающих образов, исполненные диссонантного напряжения.

Три пьесы соч. 31 Николая Метнера посвящены памяти талантливого и рано погибшего композитора Алексея Станчинского. Открывающая цикл «Импровизация» представляет собой серию вариаций на тему в романсовом духе. Трагические настроения сконцентрированы во второй пьесе, где на фоне ритма траурного шествия звучит патетический речитатив. В третьей пьесе Метнер обращается к своему излюбленному жанру – сказке.
Владимир Хавров

Вариации на тему Корелли написаны Сергеем Рахманиновым в эмиграции; это последнее его сочинение для фортепиано соло. В основе цикла – тема старинного испанского танца фолии, использованная в одной из скрипичных сонат итальянского композитора XVII века Арканджело Корелли и близкая по характеру сарабанде. Двадцать вариаций – диалог стилей и эпох: тема приобретает черты менуэта, джазовой импровизации, романтического ноктюрна. Необычно решен финал цикла: на две последние вариации приходится драматическая кульминация, а затем звучит тихая умиротворенная кода.
Владимир Хавров

«Времена года» – сюжет для музыки традиционный, но если Вивальди и Гайдн живописали именно четыре времени года, то Петр Ильич Чайковский посвятил двенадцать фортепианных пьес отдельным месяцам. Их заказал композитору Николай Матвеевич Бернард для публикации в журнале «Нувеллист». Журнал этот почти целиком состоял из нот – фортепианных произведений и романсов, и петербургская семья Бернард выпускала его в общей сложности более полувека. Едва взяв журнал в свои руки, 33-летний Николай Матвеевич решил придать ему новый облик. Чайковский согласился на предложение издателя, и в 1876 году каждый номер журнала открывался его новой пьесой («характерной картинкой»), сопровождавшейся подобранным Бернардом стихотворным эпиграфом и графической иллюстрацией. Так уютно уживались рядом три вида искусства! Эту плодотворную идею вскоре подхватили датчане, в 1881 году переиздавшие пьесы Чайковского со специально написанными для них стихами Хольгера Драхмана и гравюрами местных художников. Чайковский обратился к типично романтическим жанрам (вальсу, скерцо, баркароле) и далеко ушел от задуманных издателем «характерных картинок». Тем интереснее сегодня рассматривать иллюстрации, сопровождавшие пьесы в 1876 году. Это действительно «картинки» в «русском стиле». Из них становится понятен первоначальный замысел Бернарда – воспеть поэзию сельской жизни и радости простого народа. «Осеннюю песнь» на иллюстрации поют женщины за сбором хмеля, «Белые ночи» – свидание двух молодых крестьян, а в «Баркароле» общество катается на лодке под звуки балалайки.
Анна Булычева
Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход