Пятая фортепианная соната – единственное сочинение Прокофьева в этом жанре, созданное в заграничный период творчества, в Париже. В сонате почти отсутствуют резкие контрасты между частями, экспериментальный язык сочетается с неоклассической прозрачной фактурой и лаконичностью изложения. Это особенно заметно в первой части с ее интровертивным типом высказывания и четким членением на небольшие построения. Вторая часть – интермеццо с трехдольной метрической структурой. Финал продолжает неоклассическую линию первой части: он основан на традиционной схеме рондо-сонаты, а сопровождение первой темы отсылает к любимой классицистами технике «альбертиевых басов». В то же время это и самая модернистская часть сонаты. Ее диссонантные гармонии – один из характерных элементов языка Прокофьева в 1920-е годы, а в коде появляются неожиданные аллюзии на «Петрушку» Стравинского.
Шестая соната открывает триаду «военных» сонат Прокофьева. Своеобразный «девиз» первой части и всей сонаты – напряженный начальный мотив главной темы. В побочной теме на время наступает просветление, но далее и она погружается в атмосферу конфликта. Разработка насыщена острыми диссонирующими аккордами, некоторые из них композитор предписывает исполнять, ударяя кулаком по клавишам.
Крайние разделы второй части проникнуты грациозной танцевальностью, а в музыке среднего раздела чувствуется скрытое напряжение. Третья часть – медленный вальс, напоминающий о лирических темах прокофьевских балетов. Экспозицию финала пронизывает стремительное токкатное движение. В медленном среднем эпизоде возвращается мотив-«девиз» из первой части, в который проникают вопросительные интонации. В репризе и коде возвращается начальное движение и мотив вновь обретает агрессивный характер, утверждаясь в настойчивых повторениях.
Седьмая соната – вторая в триаде «военных» фортепианных сонат Сергея Прокофьева, написанных в начале 1940-х. В сфере настроений этой сонаты нашли отражение впечатления от первых месяцев войны. Беспокойный характер главной темы первой части подчеркнут быстрым, но неровным движением и резкими аккордовыми ударами. Это настроение сохраняется и в побочной партии, хотя она выдержана в более спокойном духе и умеренном темпе. В разработке происходит стихийное нарастание напряжения – главная тема звучит еще более диссонантно и резко, а побочная трансформируется и приобретает зловещий характер. Короткая кода будто обрывается на полуслове. Контрастом к первой части звучит размеренная основная тема второй. Лирическое настроение нарушается в тревожном среднем разделе, кульминация которого – эпизод с колокольными звучаниями перед переходом к репризе. Финал сонаты написан в несимметричном размере 7/8. Стремительное «вечное движение» вкупе с острыми, диссонантными гармониями напоминает о ранних, «варварских» опытах Прокофьева в фортепианной музыке.
Владимир Хавров