Санкт-Петербург, Мариинский-2

Концерт-посвящение Георгию Свиридову


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Марина Кирюшина (сопрано)
Мария Уварова (альт)
Мария Шуклина (альт)
Екатерина Сергеева (меццо-сопрано)
Юрий Лаптев (баритон)
Андрей Васин (баритон)

Симфонический оркестр и хор Мариинского театра
Дирижер – Андрей Петренко


В ПРОГРАММЕ:
Георгий Свиридов
Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

«Зорю бьют» из концерта для хора «Пушкинский венок»

Два романса: «Русская песня», слова народные

«Как прощались, страшно клялись», стихи Александра Блока (оркестровка Андрея Петренко)

«Весенняя кантата» для хора и симфонического оркестра памяти Александра Твардовского

«Маленький триптих»

«Наташа»
из концерта для хора «Пушкинский венок»

«Частушка»
из сюиты «Время, вперед!»

«Хоровод»
из цикла «Три миниатюры для хора», стихи Александра Блока

«Любовь святая»
из музыки к трагедии Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович»

«Курские песни»
кантата для смешанного хора и симфонического оркестра, слова народные


Ученик Дмитрия Шостаковича, получивший образование в Ленинградской консерватории, вошел в мир большой музыки еще в годы ученичества: цикл лирических романсов на стихи Пушкина, сочиненный им в неполные двадцать лет, стал не просто большой композиторской удачей Свиридова, но и приобрел статус классического при жизни композитора, одновременно обозначив его предпочтения и стиль.
Для голоса и хора Свиридов сочинял до последних дней. «Курские песни», «Пушкинский венок», «Поэма памяти Сергея Есенина», «Песнопения и молитвы» – сегодня без этих произведений не мыслит себя ни один профессиональный хоровой коллектив в России.
Широкому же слушателю Свиридов известен не только как автор огромного числа песен, романсов, хоровых произведений, но и как автор музыки к кинофильму «Метель» и сюиты «Время, вперед!», ставшей музыкальной заставкой к новостной телепрограмме «Время».
21 декабря хор и симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Андрея Петренко исполнят кантату «Курские песни» и «Весеннюю кантату», а также «Маленький триптих» для симфонического оркестра, музыку к кинофильму «Метель» и избранные хоры.

О концерте

«Курские песни» Свиридова – редкий для композитора случай обращения к фольклорному материалу – напевам своей малой родины. Музыка кантаты, подобно народным песням, строится на диатонических попевках небольшого диапазона. Цикл сюжетно объединен темой «любви и жизни женщины»: любовь, замужество, рождение ребенка, измена мужа, семейная неволя. Завершает кантату застольная «За рекою, за быстрою», исполняемая, по ремарке композитора, «с грозной удалью».
В трактовке оркестра и хора заметны отзвуки «Свадебки» Стравинского. Во второй и седьмой частях хор задействован полностью, в остальных частях из него выделены солисты или группы, поющие в унисон (лирический напев у альтов в первой части, архаичный церковный – у басов в третьей). «Курские песни» Свиридова, наряду с «Русской тетрадью» Гаврилина, «Песнями вольницы» Слонимского и другими сочинениями 1960-х годов, дали начало «новой фольклорной волне» в русской музыке.

Четырехчастная «Весенняя кантата» на стихи из поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» посвящена памяти Александра Твардовского. Непрерывное движение первой части сменяется во второй распевностью. Эта часть написана в стилистике свадебных песен, хоровые группы здесь звучат в диалоге без сопровождения. Третья часть, «Колокола и рожки», напротив, чисто инструментальная. Она отличается мастерской оркестровкой.
Завершающая часть – полнозвучное хоровое славление.

Инструментальная музыка в наследии Свиридова занимает сравнительно небольшое место, начиная с 1960-х композитор писал преимущественно для хора и для голоса с фортепиано. Из музыки к кинофильму «Метель», снятому Владимиром Басовым по одноименной повести Пушкина, Свиридов составил сюиту – «музыкальные иллюстрации». Все части пронизывают опоэтизированные интонации бытовых жанров. Открывающие сюиту «Тройка» и «Вальс» отзываются эхом в завершающих номерах «Отзвуки вальса» и «Зимняя дорога». Миниатюрные пьесы-зарисовки – «Весна и осень» и «Пастораль» – окружают лирический центр сюиты, знаменитый романс. В его начальной фразе угадывается цитата из популярного в XIX веке романса Николая Зубова «Не уходи, побудь со мною». За маршем, искусно стилизованным под походную военную музыку духовых оркестров, следует торжественная сцена венчания.

«Маленький триптих» для симфонического оркестра – еще один образец инструментальной музыки в зрелом творчестве Свиридова. Взятое из живописи название (триптих – трехстворчатая складная икона) соотносится с трехчастной структурой цикла. Тип высказывания, выработанный Свиридовым в хоровой музыке, перенесен здесь в оркестр. Интонации знаменного распева в первой части сочетаются с хоральной фактурой. Вторая часть, несмотря на небольшой объем, концентрирует в себе стихийную разрушительную силу (композитор в связи с этой музыкой говорил об образе «взрывающейся колокольни»). Характер финала задается колокольными перезвонами первых тактов, на фоне которых разворачивается песенная мелодия. Резкий обрыв в середине части оставляет послезвучие: постепенно истаивающие реплики духовых на фоне ostinato малого барабана в предельно тихой динамике.
Владимир Хавров

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход