Пять сонат Людвига ван Бетховена – краеугольный камень виолончельного репертуара. Из всех венских классиков только он оставил сочинения в этом жанре.
С детства рядом с Бетховеном были выдающиеся виолончелисты. Так, еще в Боннской капелле он работал вместе с будущей знаменитостью – Бернгардом Ромбергом.
В 1796 году Бетховен вместе с князем Лихновским отправился из Вены в большую поездку. Конечной точкой был Берлин, где правил король-виолончелист Фридрих Вильгельм II, а в числе придворных музыкантов были братья-виолончелисты Жан-Пьер Дюпор и Жан-Луи Дюпор. Бетховен посвятил королю две виолончельные сонаты соч. 5 и исполнил их при дворе в ансамбле с младшим братом Жаном-Луи. В ответ монарх подарил композитору золотую табакерку, наполненную луидорами, – точно такую, какие дарили послам.
Сонаты соч. 5, вероятно, были сочинены прямо в Берлине в расчете на выдающиеся исполнительские возможности Дюпора-младшего. Бетховен преследовал сразу несколько целей: выгодно подать изящную манеру виолончелиста, блеснуть виртуозностью игры на фортепиано и оригинальностью композиции, но не слишком утомить августейшего слушателя. Все это ему удалось.
Виолончельная соната соч. 69 – ровесница Пятой симфонии. Она была сочинена в 1807 году в Гейлигенштадте. Для камерного произведения соната непривычно масштабна и богата музыкальными событиями. Она открывается соло виолончели в низком регистре и содержит несколько каденций для обоих инструментов. Бетховен посвятил сонату своему близкому другу, виолончелисту-любителю барону Игнацу фон Глейхенштейну, с которым они позднее одновременно ухаживали за сестрами Мальфатти: барон – успешно, композитор – без всякого успеха. Первым исполнителем сочинения стал Николаус Крафт.
Две сонаты соч. 102 были написаны осенью 1815 года. Своим появлением они произвели небольшую революцию: из-за сложности ансамбля издателю впервые пришлось напечатать сонаты не как отдельные партии, а в виде партитуры. Сонаты посвящены пианистке-любительнице графине Марии Эрдёди. Партия виолончели создана для Йозефа Линке, участника квартета Шуппанцига, который славился умением исполнять поздние сочинения Бетховена, когда всем остальным они еще казались бесконечно странными.
Анна Булычёва