Санкт-Петербург, Концертный зал

Чайковский. Рахманинов. Прокофьев


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солистка – Екатерина Мечетина (фортепиано)
Симфонический оркестр Государственного Приморского театра оперы и балета
Дирижер – Антон Лубченко


В ПРОГРАММЕ:
Петр Чайковский
Симфоническая фантазия «Буря», соч. 18
Симфоническая баллада «Воевода», соч. 78

Сергей Рахманинов
Рапсодия на тему Паганини ля минор, соч. 43

Сергей Прокофьев
Симфония № 3 до минор, соч. 44


Приморье

О концерте

В 1860-70-е годы в русской культуре был необычайно интенсивен интерес к наследию Шекспира. Один из самых пламенных почитателей его творчества Владимир Стасов предлагал молодым композиторам шекспировские сюжеты как основу для музыкальных произведений. Именно Стасов подсказал Петру Чайковскому программу симфонической фантазии по пьесе «Буря». Композитора эта идея увлекла не сразу. Несколько месяцев он был занят работой над другими сочинениями, одновременно обдумывая возможный план «Бури». В шекспировском сюжете Чайковского привлекла прежде всего лирическая тема. Окончательный вариант программы довольно точно следует плану Стасова. Сюжет пьесы трактован в романтическом духе: основные разделы фантазии связаны с картинами морской стихии (начало и завершение) и сценой любви Фернандо и Миранды (центральный раздел).
Симфоническая баллада «Воевода» Чайковского исполняется редко и имеет репутацию не самого эффектного сочинения композитора. Во многом такое отношение предопределил сам Чайковский. После премьеры он счел балладу неудачной, уничтожил партитуру и в дальнейшем не сожалел о принятом решении. После смерти Чайковского партитура была восстановлена по оркестровым партиям, которые сохранил Александр Зилоти.
Программа «Воеводы» основана на одноименном стихотворении Пушкина, которое представляет собой вольный перевод баллады Адама Мицкевича «Дозор». Воевода возвращается домой поздно ночью и видит в саду супругу, объясняющуюся с возлюбленным. Приказав слуге стрелять в них, воевода сам гибнет от пули соперника. Музыка следует сюжету стихотворения: картину бешеной скачки сменяет сцена свидания. Чайковский мастерски создает ночной колорит, пользуясь оркестровыми красками, в том числе впервые используя тембр челесты. Объяснение влюбленных – лирический диалог двух тем. Сергей Танеев позднее предположил, что первая из них задумывалась как вокальная с текстом «Не искал он, не страдал он...» из стихотворения Пушкина. В коде наступает драматическая развязка.

Живя за границей, Сергей Рахманинов сочинял мало, преимущественно выступая как концертирующий пианист. В своих произведениях этого времени он часто обращался к европейскому наследию – так появились Вариации на тему Корелли для фортепиано, транскрипции сочинений Баха, Шуберта и Мендельсона.
«Рапсодия на тему Паганини» – последнее фортепианное сочинение Рахманинова. Оно было написано в имении Сенар в Швейцарии за короткий срок – всего полтора месяца. Рапсодия представляет собой 24 вариации на тему знаменитого каприса № 24 для скрипки соло Никколо Паганини. Вариации объединены в три группы, в результате чего образуется форма, напоминающая структуру фортепианного концерта: быстрая первая часть, медленная вторая и виртуозный финал.
В седьмой вариации появляется тема средневековой секвенции Dies irae («День гнева») – один из сквозных мотивов всей музыки Рахманинова. Лирический центр медленного раздела и всего цикла – вариация № 18, по стилю весьма далекая от темы, но сохраняющая с ней интонационную связь. На кульминации в коде вновь звучит тема Dies irae, а завершается сочинение тихой загадочной музыкой.

Третья симфония Сергея Прокофьева связана с его же оперой «Огненный ангел» по одноименному роману Валерия Брюсова. Опера была завершена в 1927 году и при жизни композитора так и не увидела сцены. В 1928 году Прокофьев переработал музыку оперы, создав на ее основе симфонию. Подобные случаи в творчестве Прокофьева уже были, однако прежде он составлял сюиты на основе театральной музыки, не внося в нее существенных изменений. Здесь же темы оперы получили развитие в подлинно симфоническом ключе.
Мрачная мистика, господствующая в опере, накладывает свой отпечаток и на симфонию. Сочинение открывает неистовая, призывная тема, которая позднее звучит в кульминациях третьей и четвертой частей. Главная и побочная темы первой части связаны с образами одержимой духами Ренаты и рыцаря Рупрехта. Хорал струнных в начале второй части отсылает к последнему действию оперы, в котором Рената ищет покоя, удалившись в монастырь. Музыка скерцо носит инфернальный характер: зловещее звучание создается за счет тембровых эффектов струнной группы, разделенной на 13 голосов. Грандиозный финал сочетает вихреобразное движение звуковых массивов с ритмами траурного шествия и мистическим «звучанием тишины» в центральном разделе.
Владимир Хавров

Об исполнителях

Симфонический оркестр Приморского театра оперы и балета был создан в 2013 году.
В него вошли 84 музыканта – выпускники учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Саратова, Красноярска, Омска, Улан-Удэ, Владивостока, Одессы, Львова, Минска и многих других российских и зарубежных городов.
Оркестр – как участник музыкального фестиваля «Приморский ключ» – ежегодно гастролирует по Приморскому краю. Среди проектов коллектива – «Чайковский-марафон» и «Прокофьев-марафон» (при участии Алексея Володина), в рамках которых были исполнены все фортепианные концерты композиторов, а также фестиваль «15 симфоний Дмитрия Шостаковича».
В мае и июне 2015 года в Приморском театре оперы и балета прошел фестиваль, посвященный 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского. В программе были представлены камерные, симфонические, оперные сочинения и балеты композитора.
В ноябре 2014 года симфонический оркестр и хор театра приняли участие в I Международном хоровом конгрессе и впервые выступили в Большом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского.
В декабре 2014 года оркестр, хор и солисты оперной труппы выступили на сцене Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и в Концертном зале Мариинского театра. В феврале 2015 года коллективы театра дали концерт в линцском Брукнерхаусе.
Среди ангажементов сезона 2015–2016 годов – гастроли в Линце, где состоится концерт объединенного оркестра Приморского театра оперы и балета и Университета им. А. Брукнера.

Возрастная категория 6+

© 1998 – 2017
Мариинский театр
Справочная служба
+7 812 326 41 41
tickets@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации