Санкт-Петербург, Фойе Стравинского (Мариинский-2)

Час Барокко. Германия


Первая программа 59-го абонемента

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Надежда Хаджева (меццо-сопрано)
Сергей Близнецов (гобой)
Александр Озерицкий (флейта)
Леонид Аникин (виолончель)
Елена Серова (клавесин)

Струнный ансамбль артистов Мариинского театра в составе:
Полина Удалова (скрипка)
Фам Лан Чи (скрипка)
Елизавета Бережнова (альт)
Леонид Аникин (виолончель)
Мария Шило (контрабас)


В ПРОГРАММЕ:
Георг Филипп Телеман
Концерт для гобоя и струнного оркестра фа минор, TWV 51:f1
Allegro
Largo e piano
Vivace

Иоганн Себастьян Бах
Оркестровая сюита № 2 для флейты и камерного оркестра си минор, BWV1067
Увертюра
Полонез
Менуэт
Скерцо

Иоганн Себастьян Бах
«Страсти по Матфею», BWV244
Ария альта Erbarme dich

Георг Филипп Телеман
Кантата для альта, флейты и basso continuo, TWV1:1498

Иоганн Себастьян Бах
«Страсти по Иоанну», BWV245
Ария альта Es ist vollbracht

Иоганн Фридрих Фаш
Концерт для флейты, гобоя и камерного оркестра ре мажор
Allegro
Largo
Allegro

О концерте

Почти все крупнейшие композиторы Германии эпохи барокко были ровесниками и родились на протяжении одного десятилетия. Самый старший из них – Георг Филипп Телеман (1681–1767), чуть младше его – Кристоф Граупнер (1683–1760), одногодки – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) и Георг Фридрих Гендель (1685–1759), а самым младшим оказался Иоганн Фридрих Фаш (1688–1758). Всем им повезло жить в пору расцвета немецкой музыки, но они были обречены на жестокую конкуренцию – сначала в глазах современников, затем в глазах потомков.
Одним из главных центров притяжения для большинства оказался Лейпциг с его старыми традициями и насыщенной музыкальной жизнью. Первым проявил здесь себя Телеман. Он приехал в город, чтобы поступить на юридический факультет Лейпцигского университета, как того желала его мать. В университете он развил бурную музыкальную деятельность, основав студенческое общество Collegium musicum. В свое время Телеман был самым известным и, конечно, самым плодовитым немецким композитором. В его наследии около 3000 произведений, среди которых около 50 циклов «Страстей», около 150 концертов для различных инструментов и более 1700 духовных кантат (сегодня исполняется кантата «Живите в любви» из сборника «Гармонические богослужения», 1725–1726).
На фоне огромных достижений Телемана деятельность Иоганна Фридриха Фаша выглядит скромно. Мальчиком он учился в Лейпциге в школе св. Фомы. Юношей, после отъезда из города Телемана, возродил ансамбль Collegium musicum и руководил им на протяжении четырех лет. Десятилетие прошло в странствиях по Германии, пока в 1722 году Фаш не занял пост капельмейстера в небольшом городке Цербсте. В отличие от Баха и Телемана он не стремился к распространению своих произведений и не овладел искусством нотной гравировки. Да и сочинял он, видимо, гораздо меньше их. Стараниями музыковедов удалось обнаружить около 70 кантат Фаша и примерно столько же концертов. Особенно часто звучат сегодня его концерты для духовых инструментов.
В 1722 году в Лейпциге был объявлен конкурс на должность кантора школы св. Фомы. Среди соискателей оказались Телеман, Фаш, Граупнер, в итоге пост достался Баху, который поселился в Лейпциге в 1723 году. Рано осиротев, Бах не получил высшего образования, но все его старшие сыновья учились на юридическом факультете Лейпцигского университета, а их отец в 1729 году возглавил общество Collegium musicum. В Лейпциге Бах создал большую часть своих шедевров – «Страсти по Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727), многие из 200 кантат, оркестровые сюиты. Если судить по количеству сочинений, он словно бы придерживался «золотой середины», зато в каждом сочинении ставил перед собой максимально сложные задачи. Трудность его музыки мешала ее быстрому распространению, но именно Бах среди композиторов своего поколения оказался величайшим.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

3 октября 2015
Час Барокко. Германия
16 января 2016
20 февраля 2016
30 апреля 2016
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации