XV–XVII века - время расцвета европейской вокальной полифонии, когда сложнейшее вокальное многоголосие звучало не только под церковными сводами, но и в домах просвещенных горожан.
Одним из наиболее известных мастеров эпохи был Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525–1594) – капельмейстер римского собора Святого Петра и Сикстинской капеллы. Именно ему Тридентский собор заказал написать пробную мессу, которая доказала бы возможность существования многоголосной музыки в церковном богослужении (считалось, что изысканная полифоническая техника наносила ущерб ясности молитвословия). Палестрина справился с этой задачей блестяще; еще при жизни композитора были изданы тринадцать томов его месс. Сложность полифонической техники Палестрины остается неосязаемой для слушателя благодаря ясности, благозвучию и мелодической пластичности его музыки. Во многих мессах использована распространенная тогда техника пародии, или точного цитирования чужого музыкального материала. Она применяется и в Мессе Spem in alium («Надежды на другого никогда я не имел», 1570), основанной на мотете на тот же текст Жака Мантуанского (1539).
В те же годы, что и месса Палестрины, на британских островах было создано одно из самых грандиозных хоровых сочинений всех времен и народов - 40-голосный мотет Spem in alium Томаса Таллиса. Правильнее было бы назвать его мотетом для восьми пятиголосных хоров. В мотете используется не только имитация, но и антифонный принцип, то есть попеременное чередование звучания хоровых групп, так возникают эффекты эха и вопроса-ответа. В финальной кульминации все сорок голосов звучат одновременно.
Также Палестрине принадлежит около 300 духовных мотетов, сочинений изысканного и сложного жанра вокальной многоголосной музыки, зародившего еще в XII веке. Одной из важнейших особенностей первых мотетов была политекстовость – в них одновременно звучали тексты на разных языках и разного содержания – светского и духовного.
Ренессансные мотеты уже писались на один литературный первоисточник на латинском языке, однако сохранилась неодновременность произнесения слов. По такому принципу построены мотеты Палестрины Nunc dimittis («Ныне отпущаеши») и Dum complerentur («При наступлении дня Троицы»), написанные на тексты Священного Писания.
В Германии эпохи барокко мотеты представляли собой вокальные или вокально-инструментальные произведения свободного полифонического стиля на немецкий текст.
Восемь баховских мотетов – кульминация в развитии жанра. Мастерское использование полифонических приемов позволяет называть их мотетными фугами. Таков восьмиголосный погребальный мотет с basso continuo «Komm, Jesu, Komm» («Приди, Иисусе»), созданный между 1724-м и 1731 годами. Бах использовал в нем первый и последний куплет поэмы лейпцигского поэта Пауля Тимиха. В мотете Lobet den Herrn alle Heiden («Хвалите Господа, все народы») звучат стихи 117-го псалма. Поскольку он был издан лишь в XIX веке и стилистически отличается от других баховских мотетов, его авторство оспаривается.
Иероним Преториус (1560–1629) – не путать со знаменитым однофамильцем Михаэлем Преториусом – немецкий композитор позднего Возрождения. Он одним из первых в Северной Европе начал использовать в духовных сочинениях многохорный стиль, зародившийся в венецианском соборе Святого Марка. В этом соборе могли стоять не только на клиросе, но и на трибунах по обе стороны алтаря, на балконах трансепта. Попеременное пение хоров, находящихся в разных сторонах храма, оказалось очень эффектным и вскоре вошло в моду, распространившись по всей Европе.
Среди сочинений Преториуса – Magnificat («Величит душа моя Господа»), песнопение католической вечерни, служившее кульминацией службы. До середины XV века Magnificat был одноголосным песнопением и распевался на один из восьми псалмовых тонов (мелодий-моделей). Позднее появились многоголосные обработки, в которых псалмовая мелодия использовалась в качестве композиционной основы – cantus firmus.
В Magnificat Преториуса четные стихи распеваются многоголосно, а нечетные – одноголосно. Эта техника называлась alternatim, что в переводе с латыни значит «по очереди», «попеременно».
Еще один шедевр ренессансной полифонии – Miserere mei, Deus Грегорио Аллегри, мотет на текст покаянного псалма («Помилуй мя, Боже»), исполнялся в Сикстинской капелле один раз в году на Страстной неделе. Партитура долгое время была недоступна, ноты Miserere, к которым имели доступ лишь музыканты капеллы, запрещалось копировать под страхом отлучения от Церкви. Запрет был нарушен, когда в 1770 году 14-летний Моцарт после посещения капеллы записал по памяти засекреченное произведение. От церкви его не отлучили, наоборот, Папа Климент XIV наградил гения рыцарским орденом Золотой шпоры.
Miserere исполняют два хора – четырех- и пятиголосный, один из которых поет григорианский хорал, а второй, отделенный от него пространственно, отвечает ему орнаментированным комментарием. После снятия запрета сочинение Аллегри стало одним из самых исполняемых хоровых произведений a cappella. Первая аудиозапись произведения была сделана лишь в 1963 году хором Королевского колледжа (Кембридж), а в этом году вышел диск, записанный хором Сикстинской капеллы.
Лейла Аббасова