Санкт-Петербург, Концертный зал

Страдивари-ансамбль Мариинского театра


ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты:
Лоренц Настурика-Гершовичи (скрипка)
Станислав Измайлов (скрипка)

Страдивари-ансамбль Мариинского театра
Дирижер – Лоренц Настурика-Гершовичи


В ПРОГРАММЕ:
Иоганн Себастьян Бах
Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор, BWV 1043

Феликс Мендельсон
Симфония № 9 до мажор «Швейцарская» для струнного оркестра

Петр Чайковский
Серенада для струнного оркестра до мажор, соч. 48

О концерте

Концерт для двух скрипок с оркестром был создан в Кётене, где Иоганн Себастьян Бах служил капельмейстером при дворе князя Леопольда. В распоряжении Баха не было хорошего органа, к тому же князь был приверженцем кальвинизма и не одобрял использование музыки во время богослужений. Неудивительно, что почти все наследие Баха кётенского периода составляют инструментальные сочинения светского характера. Это сонаты и партиты для скрипки соло, сюиты для виолончели соло и многочисленные инструментальные концерты.
В своих концертах Бах следует традициям Антонио Вивальди, по-своему осмысливая его опыт. Подобно итальянскому мастеру, Бах использует трехчастный цикл с быстрыми крайними частями и медленной средней, а также строит драматургию первой части на контрасте звучания всего оркестра (ripieno) и солистов (concertino).
В двойном концерте партии обеих скрипок совершенно равноправны. Первая часть поражает контрапунктической сложностью. Кантиленная вторая близка по духу оперному дуэту, оркестр здесь выступает в аккомпанирующей роли. В энергичном финале почти нет танцевальности, обычной для завершающих частей баховских концертов, зато по мастерству полифонического письма она не уступает первой.
Двойной концерт Баха стал одним из самых популярных сочинений скрипичного репертуара. В историю вошло исполнение концерта в ноябре 1945 года в Москве, когда Иегуди Менухин – один из первых зарубежных солистов, выступивших в СССР после войны, – сыграл его вместе с Давидом Ойстрахом.
Владимир Хавров


Феликс Мендельсон – автор пяти симфоний для большого оркестра и тринадцати – для струнного. Последняя точка в партитуре Девятой симфонии для струнного оркестра была поставлена 12 марта 1823 года, когда композитору было всего 14 лет. За раннюю зрелость и удивительную легкость письма Мендельсона часто сравнивают с Моцартом. Первая часть Девятой, за исключением патетического вступления, выдержана как раз в стиле Моцарта, а вся симфония насыщена полифоническими приемами, словно Мендельсон стремился превзойти моцартовский «Юпитер».
Во второй части симфонии юный композитор использует скромные средства и создает с их помощью мастерское полотно – как известно, ограничения часто стимулируют вдохновение.
Небольшой оркестр он умудряется разделить надвое: начальный мажорный раздел и репризу исполняют скрипки, средний раздел (минорное фугато) – альты, виолончели и контрабасы. Настолько сильные контрасты в музыке для одних струнных практически не встречаются.
Третья часть – охотничье скерцо (первое в творчестве Мендельсона, будущего автора знаменитого скерцо из музыки к «Сну в летнюю ночь»). В пасторальном трио звучит тема швейцарской песни, которую Мендельсон слышал, путешествуя с родителями по Швейцарии: из-за этого Девятую симфонию иногда называют «Швейцарской».
Почти весь финал до-мажорной симфонии, вплоть до быстрой и шумной коды, протекает в до миноре (вероятно, по образцу «Императорского» квартета Гайдна). Эта часть уникальна своей полифоничностью. Обычно композитор, желающий внедрить в сонатную форму фугато, помещает его в разработку, Мендельсон же снабдил последнюю часть симфонии тремя (!) фугато – в экспозиции, разработке и репризе. Что вовсе не означает, будто его Девятая – сухое, академичное упражнение в композиции.
Анна Булычёева


Серенада для струнного оркестра до мажор
(1880) – одно из самых известных произведений Чайковского. Сочиняя ее, композитор опирался как на образцы XVIII века, так и на опыт своих современников, из которых ему был особенно близок Фридрих Роберт Фолькман. Сам Чайковский писал: «В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту; это намеренное подражание его манере, и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца».
В первой части присутствуют характерные черты инструментального письма начала XVIII столетия и моцартовской эпохи. Вторая часть написана в жанре вальса – это традиционный для серенады знак обращения к бытовому жанру (в XVIII веке использовался менуэт). Третья часть – элегия – имеет отчетливо вокальную природу музыки. Аккомпанирующие голоса трактованы как «хор», а основная напевная мелодия – это, конечно, романс; проникновенная «песня без слов» в ряду других, созданных Чайковским. С еще одним типом бытовой музыки мы встречаемся в финале, тема которого – русская плясовая песня «Под яблонькой». Так Чайковскому удалось объединить в Cеренаде традиции двух столетий отечественной и европейской музыки.
Надежда Кулыгина

Об исполнителях

Страдивари-ансамбль Мариинского театра – коллектив музыкантов, играющих на старинных и уникальных по звучанию струнных инструментах, созданных мастерами кремонской школы. Ансамбль возник по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева, играют в ансамбле лучшие инструменталисты, ведущие солисты Симфонического оркестра театра. Популярные и всеми любимые классические произведения в их исполнении звучат совсем иначе, чем обычно в концертах, благодаря богатейшим и очень красивым тембрам инструментов работы Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Гофриллера.
Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход