Санкт-Петербург, Мариинский-2

Сорочинская ярмарка

опера в 3-х действиях (полусценическая версия)

Исполнители

Дирижер – Павел Петренко
Солопий Черевик – Юрий Евчук
Хивря – Варвара Соловьёва
Парася – Елена Карпеш
Кум – Николай Каменский
Грицько – Илья Селиванов
Афанасий Иванович – Андрей Зорин
Цыган – Ярослав Петряник
Чернобог – Иван Новоселов

Ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинского театра
Хормейстер – Павел Теплов

Авторы и постановщики

Музыка Модеста Мусоргского
Либретто композитора при участии А.А. Голенищева-Кутузова по одноименной повести Н.В. Гоголя

Режиссер-постановщик – Вадим Милков
Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Хормейстер – Павел Теплов

Краткое содержание

Действие I
Жаркий солнечный день. Бурлит шумная ярмарка. Сюда приехал Черевик, чтобы продать пшеницу и кобылу. С ним его дочка, красавица Парася. Желая запугать торговцев и выманить у них товары подешевле, цыган рассказывает толпе, будто неподалеку, в старом сарае, поселилась Красная Свитка; она принадлежит черту и наводит на людей порчу. Тем временем парубок Грицько нежно беседует с Парасей, красота которой покорила его сердце. Черевик вначале недоволен смелыми ухаживаниями парубка, но узнав, что Грицько – сын его старинного приятеля, не возражает против сватовства. Теперь необходимо зайти в шинок. Оттуда Черевик возвращается домой поздно вечером вместе с Кумом. Неласково встречает муженька Хивря. Но нет предела ее гневу, когда выясняется, что жених – тот самый парубок, который недавно насмехался над нею. Слышавший этот разговор Грицько крепко опечален. Однако Цыган вызывается помочь при условии, что парубок дешево продаст ему своих волов.

Действие II
Хивря выдворила под благовидным предлогом супруга из дома на всю ночь и с нетерпением ждет своего возлюбленного Афанасия Ивановича. Наконец попович появляется, щедро рассыпая высокопарные комплименты. Хивря без устали потчует гостя. Но ухаживания поповича прерывает стук в ворота – это Черевик и Кум с гостями. Трясущегося от страха возлюбленного Хивря прячет на полатях. Нежданные пришельцы до смерти напуганы Красной Свиткой, по слухам появившейся на ярмарке. Лишь выпив хмельного, они понемногу успокаиваются. Кум заводит рассказ про черта, который заложил шинкарю свою Красную Свитку и теперь в обличье свиньи ищет ее по всей ярмарке. Внезапно показавшееся в окне свиное рыло приводит всех в неописуемый ужас. Гости и хозяева спасаются бегством.

Действие III
Парубки во главе с Цыганом хватают и вяжут Черевика с Кумом якобы за то, что они украли кобылу. По хитро задуманному плану Цыгана в роли избавителя выступает Грицько. В награду парубок требует немедленно сыграть свадьбу, на что Черевик с радостью соглашается. В мечтах о Парасе счастливый жених засыпает. Ему снится, что Чернобог со своей свитой справляет шабаш, который прекращается лишь с ударами церковного колокола. Парася тоскует по своему милому. Тем радостней встреча влюбленных. Воспользовавшись отсутствием Хиври, Черевик благословляет молодых. На радостях все танцуют гопак.


«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!» – так начинает Гоголь свою «Сорочинскую ярмарку», несколькими мастерскими штрихами набрасывая далее поистине восхитительную картину украинской природы в «один из дней жаркого августа». В похожий день августа 1879 года Мусоргский, впервые приехавший на Украину (он сопровождал в концертной поездке певицу Дарью Леонову в качестве пианиста-аккомпаниатора), писал друзьям в восхищении: «Но если бы видели Вы необозримую даль украинских степей, видели бы звездное небо, все засеянное светилами и сквозь прозрачный воздух светлое и в то же время темное, как сапфир, если бы дышали южнорусским воздухом, зовущим легкие и сердце вон из груди, мягким до того, что жить хочется и жить как можно больше и долее!». Мусоргский гордился тем, что музыка сочинявшейся им в то время «Сорочинской ярмарки» (1874–1881) оказалась близка и понятна украинцам, была признана ими «вполне народной» и «везде вызывала полнейшую симпатию». Композитор слушал и записывал украинские народные песни, постигал особенности малороссийского говора и его художественную передачу в прозе Гоголя. Но Мусоргский относился к своей опере не только как к сложной творческой задаче – думается, ее сочинение приносило автору прежде всего душевное отдохновение и радость. «Сорочинская ярмарка» – самое светлое, самое поэтическое произведение Мусоргского, полное юмора и теплого лиризма. Композитор назвал свою оперу «комической», и это действительно так: все, что в ней представлено (ярмарочная торговля, любовные переживания Параси и Парубка, супружеская перепалка Хиври и Черевика, «страшные» фантастические картины адского шабаша в сонном видении Парубка, не говоря уже о сцене Поповича с Хиврей), окрашено мягким юмором Гоголя и Мусоргского. Слово «представлено» употреблено неслучайно: в автографе клавира к роли Цыгана композитор делает шутливое примечание – «заведующий комедией». Разнообразные события, случившиеся в опере, происходят во многом по наущению Цыгана и при его участии как «режиссера», так что впоследствии он мог бы рассказывать эту историю так же, как и историю про Красную Свитку.
«Сорочинская ярмарка» осталась неоконченной; как и в случае с двумя другими операми Мусоргского, «Саламбо» и «Хованщиной», до нас дошло не все из написанного им (так, например, не сохранились два «превосходных», по определению В. В. Стасова, цыганских хора). Из созданных различными композиторами редакций наиболее жизнеспособной оказалась версия В. Я. Шебалина, в 1931–1932 годах досочинившего и оркестровавшего оперу. Эта версия и исполняется в настоящее время в Мариинском театре.
Владимир Горячих


Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Возрастная категория 12+

© 1998 – 2017
Мариинский театр
Справочная служба
+7 812 326 41 41
tickets@mariinsky.ru
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации