Санкт-Петербург, Концертный зал

Дворжак. Шуман

Интервью с Рудольфом Бухбиндером

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Рудольф Бухбиндер (фортепиано) и солисты Симфонического оркестра Мариинского театра


В ПРОГРАММЕ:
Роберт Шуман
Фортепианный квинтет ми-бемоль мажор, соч. 44

Антонин Дворжак
Фортепианный квинтет ля мажор, соч. 81

 

Единственный фортепианный квинтет Роберта Шумана появился в 1842 году. В первые месяцы года Шуман изучал сочинения Баха, струнные квартеты Гайдна и Моцарта, и ему впервые покорились жанры камерной музыки. Летом были сочинены один за другим три струнных квартета, между августом и октябрем – фортепианный квинтет ми-бемоль мажор, в ноябре – еще и фортепианный квартет.
Партия фортепиано в квинтете предназначена для Клары Шуман, но меньше всего ассоциируется с женским пианизмом: так много в ней героических и драматичных страниц. Каждая часть квинтета – в своем роде шедевр. Первая часть замечательна виртуозным превращением блестящей главной темы в лирическую и истинно романтичной побочной темой, недосказанной, словно устремленной в «прекрасное далёко». Вторая часть носит название «в духе марша», но ее первая тема также напоминает суровую старинную балладу. С ней контрастируют невыразимо прекрасная вторая тема и бурная, драматичная третья. В скерцо слушателей подстерегают контрасты не меньшей глубины, а исполнителей – немалые технические трудности.
В финале Шуман «протягивает руку» Бетховену (есть даже общая тема с бетховенской Седьмой симфонией). Свобода композиции, непредсказуемые модуляции и два фугато – вот что привлекло его у классика. Замечательно, насколько органично бетховенские элементы вошли в романтический мир квинтета.

Антонин Дворжак оставил после себя огромное количество камерной музыки – одних только струнных квартетов у него четырнадцать, а фортепианных квинтетов – два, причем оба в ля мажоре. Первый (соч. 5) был написан в 1872 году, второй (соч. 81) – через пятнадцать лет, между августом и октябрем 1887 года, когда Дворжак в полной мере осознал себя признанным мастером и, что еще важнее, мастером национального стиля.
Первая часть квинтета, соч. 81, начинается обманчиво – будто романс для виолончели и фортепиано. Это впечатление очень скоро рассеивается. Несмотря на правильную сонатную форму, часть полна сюрпризов и даже кажется несколько хаотичной. Дворжак старается удивить слушателей, вводя новые темы и новые манеры (например побочная тема – в духе Брамса).
Три другие части, напротив, очень цельные и очень чешские по стилю. Вторая часть – думка с ее характерным славянским лиризмом. Это одна из самых протяженных и тщательно разработанных думок за всю недолгую историю жанра. В третьей части традиционное скерцо Дворжак превратил в фуриант. Либо наоборот: фуриант превратил в скерцо, радикально упростив ритм этого чешского танца. Музыка финала также имеет ярко выраженный национальный характер и предельно далека от мировых проблем.
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход