Санкт-Петербург, Концертный зал

«Мусоргский с улыбкой»


On-line трансляция
К 175-летию Модеста Мусоргского

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты Академии молодых оперных певцов и Cимфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Павел Петренко

В ПРОГРАММЕ:
Модест Мусоргский
«Женитьба»
музыкальная комедия в 4-х сценах на неизменный текст комедии Н.В. Гоголя
Режиссер-постановщик – Александр Маскалин
Художник-постановщик – Сергей Грачев
Художник по костюмам – Татьяна Ястребова
Художник по свету – Роман Песков
Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Концертмейстеры: Анатолий Кузнецов, Арина Скугарева

Солисты: Елена Соммер, Денис Беганский, Дмитрий Колеушко, Андрей Серов


Комические арии и романсы
Режиссер-постановщик – Александр Маскалин
Художник-постановщик – Сергей Грачев
Ведущий технолог по костюмам – Татьяна Машкова
Художник по свету – Роман Песков
Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Концертмейстеры: Анатолий Кузнецов, Арина Скугарева
Партия фортепиано – Василий Попов

Исполняют Эвелина Агабалаева, Юлия Маточкина, Регина Рустамова, Димтрий Гарбовский, Артур Исламов, Дмитрий Колеушко, Роман Люлькин, Ярослав Петряник, Павел Стасенко, Андрей Тульников, Григорий Чернецов

Модест Петрович Мусоргский обладал врожденным комическим даром, и проявлялся он не только в сочинении музыки. С «неподражаемым талантом» Мусоргский исполнял в домашних концертах и спектаклях собственные комические песни и романсы, роли Лепорелло в «Каменном госте» Даргомыжского и Подколесина в «Женитьбе». «Я ужасно хохотал» (Бородин), «хохотал до слез и восхищался остроумием и выразительностью» (Н. Н. Римская-Корсакова о Даргомыжском), «репетиции и исполнение были непрерывным взрывом хохота» (В. В. Стасов) – эти свидетельства позволяют живо представить себе самого Мусоргского в комическом амплуа и впечатление от его музыки в комическом жанре.
Элементы комического присутствуют во многих произведениях композитора, даже далеких от комедийности. В музыке Мусоргского комический эффект, как правило, следствие точного попадания в цель, создания совершенно живого, реалистичного образа героя – неважно, персонаж это оперы или романса (это может быть и инструментальная пьеса, как, например, Samuel Goldenberg und Schmuÿle из «Картинок с выставки»). Так, комичны попытки Митюхи и народа в Прологе «Бориса Годунова» повторить слова калик перехожих и понять их смысл, притворство Варлаама в сцене с Приставами во втором акте той же оперы или Подьячего в начальной сцене «Хованщины», спесивость и недалекий ум князя Хованского. Но в каждом случае комическое осложняется совсем не смешным и чаще всего трагическим. То же – в песне «Озорник»: за фейерверком насмешек и юмористических гипербол – детская жестокость, беспощадность к старости. В романсах «Раёк» и «Классик» Мусоргский, впервые в истории жанра, создает остросатирические портреты музыкантов – противников «Могучей кучки». Ближе всего к чистому комизму романсы «Ах ты, пьяная тетеря!», «Семинарист», «Козел», опера «Женитьба» и, конечно, «Сорочинская ярмарка» – самое светлое произведение Мусоргского (полностью комедийны партии Черевика и Хиври, сцены Хиври с Поповичем, Черевика и Кума, многие другие эпизоды), хотя и здесь комическое часто слито с лирическим и фантастическим.

«Были поражены… восхищались… недоумевали» – этими словами Римского-Корсакова можно выразить впечатление, произведенное музыкой «Женитьбы» при ее первом показе в кружке в сентябре 1868 года. Гоголь назвал «Женитьбу» «совершенно невероятным событием в двух действиях». Можно сказать, что для оперной музыки того времени (1860-х годов и позднее) сочинение Мусоргского, написанное прямо на текст гоголевской комедии, было еще более невероятным событием. Мусоргский считал «Женитьбу» своим Рубиконом, добровольной «клеткой», из которой он должен выйти на волю, к большим художественным замыслам (что и случилось: той же осенью 1868 года композитор приступил к сочинению «Бориса Годунова»). Как и многие другие новаторские идеи Мусоргского, находки и открытия «Женитьбы» будут оценены только в XX веке. В «Женитьбе» часто видели (как достоинство или недостаток) воспроизведение, чуть ли не копирование разговорной речи. Сам композитор, назвав свою оперу «опытом драматической музыки в прозе», определил свою задачу совершенно иначе: «если звуковое выражение человеческой мысли и чувства простым говором верно воспроизведено у меня в музыке и это воспроизведение музыкально-художественно, то дело в шляпе» (выделено мной – В. Г.). В прозе Гоголя, которую Мусоргский считал «капризнейшей штукой для музыки», перемены мыслей, а значит, настроения и интонации, происходят очень часто, отсюда – чрезвычайная мобильность, дробность и вокальной, и инструментальной партии «Женитьбы». Но каждый персонаж узнаваем и остается самим собой в сквозной, постоянно меняющейся музыкальной ткани оперы: этому способствуют лейтмотивы. Они у Мусоргского тоже нового типа: не темы-символы или обобщенные характеристики, а точные (и при этом краткие) портретные зарисовки – с фиксацией интонации, жеста, мимики героя.
«Женитьбу» автор оставил неоконченной (завершен был только первый акт) и в клавире. После его издания в 1908 году оперу неоднократно оркестровывали русские и иностранные музыканты. В 1991 году по заказу Мариинского театра новую оркестровую редакцию сделал известный петербургский композитор В. Л. Наговицин. Его инструментовка, очень тонкая и бережная, нигде не затеняющая вокальные партии, еще более подчеркивает характеристичность музыки Мусоргского.
Владимир Горячих

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход