Солисты:
Алексей Лукирский (скрипка)
Елизавета Бережнова (альт)
Дирижер – Дмитрий Ралко
В ПРОГРАММЕ:
Вольфганг Амадей Моцарт
Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром ми-бемоль мажор, KV 364
Симфония № 29 ля мажор, KV 201
Как ни тяготила Вольфганга Амадея Моцарта служба в Зальцбурге, его пребывание в родном городе всякий раз оказывалось более чем плодотворным. В 1779 году в Зальцбурге была написана Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Образцом для нее стали аналогичные произведения для нескольких сольных инструментов, в изобилии создававшиеся композиторами из Мангейма (тамошний знаменитый оркестр называли «армией генералов», ибо в роли солиста мог выступить практически любой музыкант). Первые такты партитуры Моцарта совпадают с началом одной из симфоний мангеймца Яна Стамица.
Альт был в то время «золушкой», однако Моцарт любил играть на этом инструменте и подарил альтистам виртуозное и вместе с тем глубокое произведение. Чтобы альт звучал ярче, Моцарт предписал для исполнения Концертной симфонии перестраивать струны. Кроме того, в оркестре вопреки традиции вместо одной группы альтов присутствуют две.
Между солирующими скрипкой и альтом царит абсолютное равенство. Поскольку солистов двое, импровизировать каденции, как это тогда было принято, невозможно. Концертная симфония – одно из немногих произведений Моцарта, в котором все каденции сочинены самим композитором.
Симфония № 29 ля мажор (K. 201) была окончена Вольфгангом Амадеем Моцартом в Зальцбурге 6 апреля 1774 года. Впоследствии некто неизвестный стер дату в рукописи, и музыковедам пришлось звать криминалистов, чтобы те с помощью цветных фильтров прочли исчезнувшую надпись.
Симфония написана во времена, когда граница между оркестровой и камерной музыкой еще не была нерушимой. Первые две части деликатны, почти интимны. Побочная тема второй части словно соткана из легчайших вздохов, а в короткой разработке звучат воркующие фигуры скрипок. Последние две части, напротив, энергичны. Менуэт украшают сигналы гобоев и валторн (кроме них, духовых инструментов в оркестре нет), каждый раздел финала завершается взлетающим пассажем скрипок, а венчает его героическая кода. Все части симфонии, кроме менуэта, написаны в динамичной сонатной форме. Каждая из них завершается кодой, в которой возвращается главная тема данной части – словно 18-летний композитор уверенной рукой всякий раз подводит итог достигнутому.
Анна Булычёва