Музыка Антонио Спадавеккиа
Либретто Иосифа Келлера по одноименному роману Этель Войнич
В главных партиях:
Кардинал Лоренцо Монтанелли – Юрий Евчук
Артур Бертон, он же Феличе Риварес – Артем Мелихов
Джемма – Наталья Павлова
Мартини – Ярослав Петряник
Зитта Ренни – Екатерина Сергеева
Ансамбль солистов Академии молодых певцов Мариинского театра
Cимфонический оркестр Мариинского театра
Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Хормейстер – Павел Теплов
Дирижер – Андрей Петренко
Композитор Антонио Спадавеккиа (1907 – 1988) и его опера «Овод»
Счастлив композитор, чья мелодия – пусть даже одна-единственная – становится настолько известной и популярной в народе, что о ее авторе не всегда вспоминают, а порой и просто забывают. Среди таких мелодий и величественные «Марсельеза» и «Интернационал», и рождественские «Тихая ночь, святая ночь» и «В лесу родилась елочка», и многие песни военных лет. А из послевоенного детства людям старшего поколения вспоминается одна изумительная киносказка – «Золушка» режиссера Надежды Кошеверовой, в которой сыграли великие артисты Фаина Раневская (Мачеха) и Эраст Гарин (Король) и рядом с ними юная Янина Жеймо (Золушка). Ее веселая песенка «Встаньте дети, встаньте в круг…» полюбилась и детворе и взрослым, стала «визитной карточкой» русского композитора Антонио Спадавеккиа.
Имя и фамилия «выдают» итальянское происхождение народного артиста РСФСР. Дед композитора – гарибальдиец Николо Спадавеккиа вместе с Гарибальди боролся за освобождение родины от иностранного владычества, но после поражения римского восстания, спасаясь от преследования властей, вынужден был с семьей бежать из Италии в Россию, где поселился в Одессе.
Сын гарибальдийца Эммануэль стал морским капитаном, а внук Антонио, унаследовав фамильную любовь к музыке (отец хорошо знал итальянские оперы, а мать, пианистка, получила музыкальное образование в Петербурге), стал композитором. И спустя столетие обратился к событиям национально-освободительного движения в Италии во время работы над оперой «Овод» по одноименному роману Этель Лилиан Войнич.
Антонио Спадавеккиа родился 3 июня 1907 года в Одессе. Вскоре после рождения Антонио семья переехала в Баку. Музыкальная жизнь в столице Азербайджана в двадцатые годы была весьма насыщенной. Антонио посещал камерные и симфонические концерты, оперный театр, где впервые услышал «Князя Игоря» и «Русалку», «Евгения Онегина» и «Демона», «Кармен» и «Фауста». Регулярные домашние занятия музыкой оборвались со смертью матери, когда мальчику исполнилось тринадцать лет. По окончании школы Антонио – юнга, а затем матрос на нефтеналивном флоте. Но склонность к музыке возобладала: в 1926 году А. Спадавеккиа, не оставляя морскую службу, поступает на вечерние курсы Бакинского музыкального техникума.
Дальнейшие этапы – музыкальный рабфак при Московской консерватории, где на теоретическом отделении преподавали Н.Мясковский, М. Гнесин, Ан. Александров, И Способин, и наконец, в 1932 году, Антонио Спадавеккиа – студент консерватории по классу композиции Виссариона Шебалина.
Уже в студенческие годы определился преимущественный интерес будущего композитора к музыкальному театру. Среди его произведений есть и увертюры, и инструментальные концерты, и камерные ансамбли, и романсы… Но преобладают оперы, музыкальные комедии, музыка к драматическим спектаклям, к кинофильмам (среди последних, кроме уже названной «Золушки», такие известные ленты, как «Смелые люди», «Испытательный срок», «Каин-18», «Гуттаперчевый мальчик»). Перечисление произведений Спадавеккиа для музыкального театра заняло бы слишком много места. Главнейшие из них – оперы «Хозяйка гостиницы» (по К. Гольдони), «Хождение по мукам» (по А. Толстому), «Бравый солдат Швейк» (по Я. Гашеку), «Капитанская дочка» (по А. Пушкину), балет «Берег счастья», музыкальная сказка-игра «Золушка»… Но, бесспорно, наибольшей известностью пользуется его опера «Овод», которая после мировой премьеры в Перми (1957) ставилась в Харькове, Москве, Новосибирске, Куйбышеве, Львове, Риге и других городах СССР, в Болгарии, Польше, Чехословакии.
Роман Э. Войнич «Овод» особенно популярен в России. Драма главного героя Артура – в неискоренимом противоречии между его юношеской чистотой, восторженностью и жестокой реальностью власти – государственной и клерикальной. На исповеди юноша чистосердечно рассказывает о предстоящей сходке революционеров-гарибальдийцев. Священник, нарушая тайну исповеди, сообщает об этом полиции. Артур невольно становится виновником ареста друзей. Любимая им Джемма называет его предателем и дает пощечину. Артур окружен ложью – он узнает, что каноник Монтанелли, которого он почитал как учителя и друга, на самом деле его отец. Спустя много лет Артур возвращается как революционер под именем Ривареса – Овода. Джемма узнает в Риваресе Артура. Когда вооруженный Овод прорывается сквозь толпу жандармов, Монтанелли призывает его бросить оружие. Овод схвачен; слишком поздно Монтанелли узнает, что погубил сына. Овод бесстрашно встречает казнь, Монтанелли в исступлении проклинает небо…
Музыка оперы – традиционна и ярко эмоциональна, насыщена мелодикой итальянских песен и революционных гимнов. Композитор пользуется для характеристики героев системой лейтмотивов, подвергая их симфоническому развитию. Одна из итальянских газет откликнулась на постановку «Овода» Антонио Спадавеккиа: «Хотя он и является последователем русской оперной школы, тем не менее на его сочинения налагает отпечаток его итальянское происхождение. Несомненно, он нередко черпал вдохновение в опусах Верди и Пуччини… Но он никогда не подражал им, ибо как музыкант Спадавеккиа глубоко индивидуален, самобытен» (Alfredo Glovine. Antonio Spadavecchia. – La Voce della Regione, 1979, 12 dec.).
Иосиф Райскин