ИСПОЛНИТЕЛИ:
Хелена Юнтунен (сопрано)
Филармонический оркестр Турку
Дирижер – Лейф Сегерстам
В ПРОГРАММЕ:
Рихард Штраус
«Четыре последние песни» для сопрано и оркестра, TrV 296
Лейф Сегерстам
Симфония № 272 Summer Screamings
Ян Сибелиус
Симфония № 1 ми минор, соч. 39
В 1790 году в Турку появилось Музыкальное общество, на базе которого позже был основан Филармонический оркестр. Это старейший оркестр в Финляндии и один из старейших в мире. В настоящее время коллектив активно развивается под руководством знаменитых дирижеров. За время существования оркестра его музыканты исполняли премьеры произведений Яна Сибелиуса (под управлением самого композитора) и работали с известными дирижерами, в числе которых Пааво Берглунд, Тауно Ханникайнен, Йорма Панула, Жак Мерсье и Ханну Линту. С 2012 года художественным руководителем и главным дирижером коллектива является Лейф Сегерстам, а постоянным композитором – Микко Хейнио.
Гастроли оркестра проходили в Швеции, Дании, Норвегии, Эстонии, Бельгии, России, Германии, Венгрии и Китае. Некоторые диски коллектива получили платиновый статус по объему продаж, многие из них были отмечены премиями и наградами. В 2009 году оркестр получил премию EMMA в категории «Лучший классический альбом года» за запись диска Transient Moods с музыкой композитора Пера Хенрика Нурдгрена.
Оркестр еженедельно дает симфонические концерты, многие из которых транслируются в режиме потокового видео по всему миру. Кроме того камерные ансамбли оркестра регулярно выступают в исторических залах Турку и его архипелага. Филармонический оркестр Турку организует специальные программы для детей, принимает участие в оперных постановках, а также организует онлайн-трансляции своих концертов в больницах, домах престарелых и школах.
«Четыре последние песни» для сопрано с оркестром – последнее сочинение, законченное Рихардом Штраусом. В мае 1948 года была написана песня «На закате» на слова Йозефа фон Айхендорфа, затем – «Весна», «Сентябрь» и «Отход ко сну» на слова Германа Гессе (причем «Сентябрь» появился позже всех, а именно – в сентябре того же года). Европейский романтизм не пережил Первой мировой войны, однако Рихард Штраус даже после Второй мировой, на закате дней, сумел ненадолго воскресить стиль своей молодости, его абсолютную красоту и совершенство. В песне «На закате» звучит небольшой фрагмент из симфонической поэмы самого Штрауса «Смерть и просветление» (1889), а начало оркестрового вступления, возможно, навеяно первой фразой «Немецкого реквиема» Брамса: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
По количеству сочиненных симфоний Лейф Сегерстам давно превзошел Йозефа Гайдна и Кристиана Каннабиха. В 2013 году он ровно в десять раз превысил число 27, на котором некогда остановился Николай Мясковский. А ведь у Сегерстама есть и другие циклы сочинений для оркестра: «Впечатления северной природы», «Букеты цветов», «Эпитафии». Сегерстам пишет, как дышит, мгновенно фиксируя на нотной бумаге увиденное глазами, пригрезившееся, пришедшее на ум. Некоторые симфонии имеют подзаголовок «Страница из дневника». «Техника свободной пульсации», не требующая обязательной синхронизации всех голосов оркестровой фактуры, позволяет оканчивать партитуру примерно за неделю.
В огромной степени Сегерстама питает традиция финского пантеизма, идущая от Яна Сибелиуса к Эйноюхани Раутавааре. Например, симфония № 21 называется «Сентябрь – видения на берегу Корпиярви». В каталоге сочинений можно встретить нечто умозрительное, сложнопереводимое – вроде «Запоздалых мыслей, вопрошая вопрошание» (симфония № 23) и более понятное «просто вспомнив…» (симфония № 224). Симфония № 272 получила имя «Пронзительные крики лета».
В 1899 году Ян Сибелиус продирижировал в Хельсинки премьерой своей Первой симфонии ми минор. Он уже получил признание как творец национального финского стиля, автор могучего «Куллерво» и завораживающего «Туонельского лебедя». Однако накануне нового столетия композитор отправился на поиски нового пути – в область чистого симфонизма. Причем ориентиры для себя обнаружил прежде всего на территории русской музыки. Главная тема первой части (Allegro energico) находится в близком родстве с главной темой Первой симфонии Бородина. Соло кларнета во вступлении к первой части очевидно восходит к кларнетовой теме вступления из Пятой симфонии Чайковского (также написанной в ми миноре). О Чайковском напоминают и праздничные эпизоды Allegro energico, и траурное начало финала, и чудные, волшебные страницы второй части. Когда Сибелиус приступал к сочинению Первой симфонии, он набросал для нее программу, которую затем отверг. Вторая часть первоначально ассоциировалась у композитора со стихотворением Гейне «Кедр и пальма», и, пожалуй, северные грезы о Юге действительно воплотились в музыке Andante.
Анна Булычёва