Санкт-Петербург, Концертный зал

Нильсен. Григ. Барток

Солист – «aртист месяца» Вадим Холоденко (фортепиано)
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Игнат Солженицын

В программе:
Карл Нильсен
Увертюра к опере «Маскарад»

Эдвард Григ
Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 16

Бела Барток
Концерт для оркестра

Среди композиторов Северной Европы мы по инерции считаем знаменитыми, пожалуй, только Грига и Сибелиуса. Присоединим к ним Карла Нильсена (1865–1931), датчанина, чья музыка в последние десятилетия выходит из тени. Как не вспомнить сегодня горькие слова, сказанные Нильсеном за несколько лет до смерти, когда его осыпали почестями и увенчивали лаврами по случаю 60-летнего юбилея: «Неужели все это мне? Так много за один раз – и ничего до этого!.. Нет, это не счастливый жребий быть художником-творцом... Я призван быть музыкантом, но не видел ничего, кроме непонимания».
Карл Нильсен родился на острове Фюн, недалеко от Оденсе – родины Ханса Христиана Андерсена. Сын деревенского маляра и музыканта (седьмой из двенадцати детей!) будущий композитор рос в музыкальной семье: отец играл на деревенских праздниках на корнете и на скрипке, мать чудесно пела народные песни и церковные псалмы. С восьми лет Карл брал уроки игры на скрипке, а в четырнадцать лет поступил в полковой оркестр в Оденсе, где очень скоро освоил несколько духовых инструментов, а также основы гармонии и оркестровки по партитурам венских классиков. Спустя четыре года он успешно сдал экзамены в Копенгагенскую консерваторию. В год ее окончания, в 1888-м году состоялась премьера первого публично исполненного произведения молодого композитора – «Маленькой сюиты» для струнных.
Карл Нильсен – автор шести симфоний, опер «Саул и Давид», «Маскарад», увертюр, инструментальных концертов, струнных квартетов и других камерных ансамблей, хоров, песен, музыки к драматическим спектаклям.
Оперу «Маскарад»  (1906) Нильсен создал на сюжет комедии выдающегося датско-норвежского драматурга Людвига Хольберга. Композитор сам дирижировал на премьере оперы, состоявшейся в 1906 году в Копенгагене.

Один из самых популярных композиторов, Эдвард Григ (1843–1907) – крупнейший представитель норвежской музыкальной классики. П.И. Чайковский, которого с Григом связывали узы дружбы, отмечал, что в его музыке, «проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величаво широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное…». Романсы Грига, циклы фортепианных пьес, инструментальные сонаты, сюиты из музыки к пьесе Г. Ибсена «Пер Гюнт» не сходят с афиш филармонических залов, сопровождают будущих музыкантов в годы учебы – от музыкальных школ до  консерваторий.
Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 16 (1868) принес выпускнику Лейпцигской консерватории успех на премьере, состоявшейся в Копенгагене 3 апреля 1869 года под управлением автора (солист Эдмунд Нейперт). С тех пор это взволнованное лирико-романтическое произведение сделалось излюбленным в репертуаре пианистов, завоевало повсеместное признание публики.

Великий венгерский композитор, выдающийся педагог, собиратель и исследователь музыкального фольклора Бела Барток (1881–1945) – один из классиков музыки ХХ века. В его произведениях восторженное преклонение перед стихией народного творчества сочетается с жестким гармоническим языком, с пылкой, подчас экспрессионистски взвинченной речью, «варварскими» ритмами. Но над всем царит совершенное чувство формы, впечатляет ясность и строгость замысла.
Бежавший в 1940 году из Венгрии от фашистского режима Хорти, Барток последние пять лет жизни провел в США. Концерт для оркестра (1943) сочинен по заказу Бостонского оркестра и по личной просьбе его руководителя Сергея Кусевицкого, в трудную минуту оказавшего тем самым помощь тяжело больному композитору. Первое исполнение Концерта состоялось в декабре 1944 года в Бостоне под управлением Кусевицкого. Пятичастный концерт – в сущности симфония – написан для большого оркестра (тройной состав духовых, увеличенное число струнных, две арфы). Следуя старинной «соревновательной» форме concerto grosso, Барток ставит перед исполнителями труднейшие задачи. Партитура полна виртуозными соло отдельных музыкантов и целых оркестровых групп, насыщена ансамблевыми диалогами, пронизана тембровой полифонией. Суровая Интродукция (Andante non troppo. Allegro) – драматический пролог цикла. Скерцо (Allegretto scherzando) – сфера фантастических образов; в нем немало лукавого юмора, остроумных дуэтов-состязаний деревянных и медных духовых инструментов (отсюда заглавие скерцо – «Игра пар»). Элегия (Andante non troppo) – трагическая кульминация концерта, вобравшая в себя мучительные переживания военных лет. Это поминальный плач по покинутой родине. Прерванное интермеццо (Allegretto) – череда причудливых, капризных видений, одно из которых полно нескрываемого сарказма: в гротескно-танцевальном эпизоде звучит фрагмент знаменитой «темы нашествия» из Седьмой симфонии Шостаковича. Финал (Pesante. Presto) – жизнеутверждающий апофеоз танца, полный огня и могучей, подлинно бетховенской силы.
Иосиф Райскин
Возрастная категория 6+

К. Дебюсси
Этюд № 6
исп. Вадим Холоденко
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход