Санкт-Петербург, Концертный зал

Вебер. Прокофьев. Чайковский

Симфонический оркестр Мариинского театра и солисты Санкт-Петербургского Дома музыки
Никита Лютиков (кларнет), Сергей Редькин (фортепиано), Андрей Баранов (скрипка)
Дирижер – Гавриэль Гейне

В программе:
Карл Мария фон Вебер
Концерт для кларнета с оркестром № 2

Сергей Прокофьев
Концерт для фортепиано с оркестром № 2

Петр Чайковский
Концерт для скрипки с оркестром

Молодые годы Карла Марии фон Вебера прошли в странствиях. Гастрольная жизнь преподносила столько сюрпризов, что одно время Вебер даже думал издать путеводитель для себе подобных. Почти все сочинения этого периода: концертные арии, концерты, ансамбли – появлялись для выступлений со все новыми и новыми оркестрами и солистами.
1811 год ознаменовался прибытием в Мюнхен и встречей с кларнетистом Генрихом Берманом. Всего за год 25-летний композитор написал для него концертино и два концерта. Успех был так велик, что в декабре музыканты вместе отправились на гастроли в Прагу, Лейпциг, Готу, Веймар и Берлин.
Концерт для кларнета с оркестром № 2 ми-бемоль мажор, соч. 74, написан в виртуозном стиле, царившем тогда и в опере, и в инструментальной музыке. В блестящей и мужественной первой части партия кларнета начинается с показа диапазона – более трех октав. А затем солист оставляет оркестру очень мало шансов «вставить словечко». Вторая часть написана в жанре романса, ее средний раздел – патетический оперный речитатив, и вновь кларнету отведена роль главного героя. Финальное рондо – в жанре блестящего полонеза. Если первые две части концерта технически очень сложны, то в коде финала солист обрушивает на слушателей целый шквал пассажей, доводя виртуозность до апогея.
Анна Булычёва

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 был одним из любимых сочинений Сергея Сергеевича Прокофьева. Композитор впервые сыграл его в конце летнего сезона 1913 года в Павловске (дирижировал Александр Асланов). Премьера ознаменовалась «роскошным» скандалом: Прокофьева заклеймили как кубиста и футуриста. И он немедленно сделал «кубофутуристский» и чудовищно трудный для пианиста концерт своей визитной карточкой: играл его в Лондоне Дягилеву при первом знакомстве, а в 1915 году выбрал для официального дебюта в Риме. Когда Прокофьев эмигрировал, партитура осталась на родине (и до сих пор не найдена). В 1923 году композитор восстановил ее и вскоре издал концерт.
Сейчас трудно понять, что могло отпугнуть слушателей в завораживающей первой части. Неужели огромная, медленно восходящая к кульминации каденция солиста, которая так сложна, что записана на трех строчках (как бы для трех рук)? Вторая часть, скерцо, – одна из лучших пьес в жанре «вечного движения». В партии фортепиано нет ни одной паузы! Начало третьей части, интермеццо, заслуживает название футуристского, однако солист вступает с изящной фантастической темой. А бурное, необузданное начало финала мудро уравновешено спокойным средним разделом в характере колыбельной.
Анна Булычёва

Свой единственный Концерт для скрипки с оркестром Петр Чайковский написал в 1878 году уже будучи знаменитым композитором, автором Первого фортепианного концерта, четырех симфоний и опер (в том числе оперы «Евгений Онегин»). Сразу не оцененный по достоинству, Скрипичный концерт в чем-то повторил судьбу Первого фортепианного. Сейчас трудно себе представить, что сочинение такой силы, выразительности и красоты не сразу нашло своего адресата и исполнителя. Сначала Чайковский решил написать Концерт для своего друга и ученика Иосифа Котека, затем из-за возникших разногласий предпочел ему знаменитого скрипача и педагога Леопольда Ауэра. Однако, увидев, что последний отложил его сочинение в долгий ящик, посвятил свое детище скрипачу Адольфу Бродскому, который стал первым исполнителем Концерта в России и за рубежом и выдержал немалое сопротивление оркестрантов до исполнения и резко отрицательные отзывы критики после него.
Полтора века назад главную сложность для исполнителя представляла чрезвычайная виртуозность Концерта. В наше время основная проблема заключается, скорее, в интерпретации, потому что предложить новое прочтение столь знаменитого и часто исполняемого произведения – задача весьма и весьма непростая.
Светлана Никитина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации