Санкт-Петербург, Концертный зал

Сибелиус. Бриттен. Брамс

Филармонический оркестр Турку
Солистка – Пиа Сегерстам (виолончель)
Дирижер – Лейф Сегерстам

Первый концерт 24-го абонемента

В программе:
Ян Сибелиус
Симфоническая поэма «Бард», соч. 64

Бенджамин Бриттен
Симфония для виолончели с оркестром, соч. 68

Иоганнес Брамс
Симфония № 1 до минор, соч. 68

Датой основания Филармонического оркестра Турку можно считать 1790 год, когда в городе было создано Музыкальное общество. Это старейший оркестр в Финляндии и один из старейших в мире. В 1927 году оркестр был передан в муниципальное управление. В то время в коллективе числилось 29 музыкантов, а сегодня – 74. С 2012 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра является Лейф Сегерстам, а постоянными композиторами – Микко Хейнио и Андерс Хиллборг.
Гастроли оркестра проходили в Швеции, Дании, России, Германии, Венгрии и Китае. Первая запись коллектива датирована 1979 годом. Диски Favourite Finnish Classics (1995) и Karita's Christmas (2002) получили статус платиновых. Вышедший в 2009 году диск произведений композитора Понтуса Норгрена Transient Moods – Rajatiloja в исполнении Филармонического оркестра Турку под руководством дирижера Юхи Кангаса был удостоен премии EMMA в номинации «Классический альбом года».
Оркестр еженедельно дает симфонические концерты. Кроме того, его камерные ансамбли регулярно выступают в исторических залах Турку и его архипелага. Оркестр периодически проводит специальные программы для детей, принимает участие в оперных постановках, а также активно участвует в оборудовании концертных залов страны приспособлениями для инвалидов и организует интернет-трансляции концертов. Так, ежемесячные выступления коллектива можно посмотреть в режиме потокового видео.

Симфоническая поэма Яна Сибелиус «Бард» впервые прозвучала 27 марта 1913 года в Хельсинки на концерте Филармонического общества. За дирижерским пультом стоял автор. Это по-фински лаконичное произведение, согласно названию, посвящено эпическому поэту древности. Солирующая арфа выступает от имени кантеле (финских гуслей), однако никаких архаических черт в музыке «Барда» нет. И это заставляет подозревать, что Сибелиус создавал образ современного творца, дав свой ответ на «симфонический автопортрет» Рихарда Штрауса – «Жизнь героя». Штраус написал поэму о себе и снабдил партитуру довольно подробной программой. Сибелиус же создал символистскую пьесу, исполненную магического пантеизма. Его бард не принадлежит себе, не интересуется сиюминутным и черпает вдохновение из древнего «омута памяти». Мерное колыхание струнных, оттеняемое стонами гобоя, вызывает в воображении мертвые волны Туонелы (аналог греческого Стикса в финской мифологии), а короткая и яркая кульминация звучит как могучий голос природы.

Симфонию для виолончели с оркестром Бенджамин Бриттен завершил в начале мая 1963 года. Среди его сочинений, написанных для Мстислава Ростроповича, это – самое масштабное. Премьера состоялась 12 марта 1964 года в Москве. Играл Ростропович, дирижировал автор.
Почему виолончельный концерт получил название «симфония»? Примером для подражания мог стать Сергей Прокофьев, который еще в 1952 году создал для Ростроповича похожее по жанру произведение – симфонию-концерт для виолончели с оркестром.
Наиболее «современная» часть симфонии Бриттена – первая. Это жесткая и угловатая музыка с постоянными сменами звучности и перекличками между виолончелью и духовыми инструментами.
В последующих частях традиции проступают все сильнее и сильнее. Беспокойное скерцо, в котором виолончель то присоединяется к стремительному вихрю, то словно живет в своем времени, напоминает о фантастических скерцо романтиков (насколько фантастически оно звучит, во многом зависит от исполнителей). Третья часть – трагический и прекрасный монолог виолончели, который переходит в каденцию. Со вступлением трубы начинается Пассакалья, неожиданно солнечная и почти популярная по стилю: возможно, такой финал тоже подсказан Прокофьевым.

К созданию Первой симфонии Иоганнес Брамс приступил по завету Роберта Шумана. Симфония создавалась 14 лет – с 1862 по 1876 год. Ни над одним произведением Брамс не работал так долго: дополнительную ответственность налагало стремление написать симфонию, достойную великих предшественников – Шумана и особенно Бетховена.
Первую симфонию Брамса иногда называют «Десятой симфонией Бетховена». Действительно, ее музыка по-бетховенски движется «от мрака к свету». В первой части чувствуется воля и решимость «схватить судьбу за глотку», вторая, написанная в очень далекой тональности, как будто протекает в иной реальности и завершается неземным соло скрипки. Третья часть – скерцо, резко порывающее с классической традицией. Во вступлении к финалу широкая тема валторны прорезает мрак, подобно лучу света. Прообразом этой темы стал пастушеский наигрыш, который Брамс услышал в Альпах и тотчас же прислал Кларе Шуман, сопроводив словами: «С высоких гор, из глубоких долин приветствую тебя тысячекратно».
Анна Булычёва

Возрастная категория 6+

11 октября 2013
Сибелиус. Бриттен. Брамс
27 октября 2013
23 ноября 2013
13 апреля 2014
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход