Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Дениса Мацуева (фортепиано)

Биография Дениса Мацуева

В программе:
Ференц Лист
Соната для фортепиано си минор, S.178
«Мефисто-вальс» ля мажор, № 1 S.514

Сергей Рахманинов
Этюды-картины для фортепиано, соч. 39:
ля минор, № 2; ля минор, № 6; ре мажор, № 9
Прелюдия соль минор, соч. 23 № 5
Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 № 12
Фуга ре минор
Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, соч. 36
(2-я редакция)

Хотя соната си минор Ференца Листа посвящена Роберту Шуману, ее ближайшая музыкальная «родня» – музыкальные драмы Вагнера и симфонические поэмы самого Листа. Впервые услышав сонату, Вагнер пришел в восторг – и было от чего. Фортепианные сочинения подобного масштаба не появлялись со времен Бетховена. Более того, грандиозная соната Листа – одночастная, без перерыва она длится более получаса, и рояль звучит то как оркестр, то как орган.
Лист не дал сонате программного названия, однако нет сомнения, что она не принадлежит к сфере «чистой музыки». Непрерывное развитие трех тем, которые претерпевают разнообразные метаморфозы, превращаясь даже в свою противоположность, говорит о том, что в сонате есть «сюжет» и «персонажи». Больше всего Листа интересовали два великих сюжета – «Божественная комедия» и «Фауст», которые легли в основу двух его симфоний. Лист закончил сонату си минор в феврале 1853 года, но широкая публика услышала ее лишь в 1857 году в исполнении Ганса фон Бюлова. В XIX веке это произведение звучало редко и по-настоящему было оценено только в ХХ столетии.

Образы Фауста и Мефистофеля сопровождали Ференца Листа (1811–1886) на протяжении всей жизни. Его перу принадлежат «Фауст-симфония» по трагедии Гёте, виртуозные обработки фрагментов из «Фауста» Гуно и «Осуждения Фауста» Берлиоза, четыре оригинальные «Мефисто-вальса», а также «Мефисто-полька». Четыре вальса вдохновлены отнюдь не гётевским шедевром, а поэмой «Фауст» уроженца Венгрии Николауса Ленау (1836). Поэма отличается утрированно романтической трактовкой темы и по праву может войти в собрание «романтической дьяволиады» – Мефистофель у Ленау вышел ярче самого Фауста, что, конечно, не ускользнуло от внимания Листа.
«Мефисто-вальс» № 1 (с подзаголовком «Танец в деревенском кабачке, эпизод из "Фауста" Ленау») сочинен между 1856 и 1861 годом и сразу же оркестрован. Вальс обманчиво начинается имитацией настройки деревенского оркестрика, а далее разворачивается в целую симфоническую поэму, настоящий апофеоз романтического вальса, который предстает томным, демоническим… и завершается фантасмагорией. А кроме того, первый «Мефисто-вальс», посвященный пианисту-виртуозу Карлу Таузигу, – феерически блестящая концертная пьеса!
Анна Булычева

Среди произведений Сергея Васильевича Рахманинова, великого пианиста, для фортепиано соло преобладают миниатюры: прелюдии, музыкальные моменты, этюды-картины… Написанным осенью 1892 года пяти сольным фортепианным пьесам 19-летний композитор дал общее заглавие – «Пьесы-фантазии» соч. 3. Впервые исполненная юным автором на «Электрической выставке» в Москве 26 сентября 1892 года, прелюдия до-диез минор из этого опуса буквально наэлектризовала публику. Шумный успех сопутствовал прелюдии в Германии, Англии, США – «водопад» нотных изданий, записей на механических пианино (индустрия граммофонных пластинок еще не налажена), всевозможных оркестровых версий (в том числе и джазовых)…
«Человек, написавший прелюдию до-диез минор», – так английские газеты аттестовали молодого Сергея Рахманинова, дирижировавшего в Лондоне весной 1899 года своей симфонической поэмой «Утес» и выступавшего с сольными фортепианными программами. Что бы ни играл русский пианист, публика не отпускала его со сцены, покуда он не исполнит на бис прелюдию, затмившую иные эстрадные шлягеры…
Поразительно, но и другие номера из этого первого опубликованного сборника фортепианных пьес Рахманинова («Элегия», «Полишинель») обрели завидную популярность. С ними может соперничать только Прелюдия соль минор, соч. 23 № 5, столь же востребованная и широкой публикой, и музыкантами – от любителей до виртуозов.
Романтический порыв, бурный драматизм одних фортепианных миниатюр композитора сменяют поэтические лирико-созерцательные пейзажи, картины природы, жанровые зарисовки. Когда итальянский композитор Отторино Респиги взялся оркестровать Этюды-картины, Рахманинов даже решился на некоторые программные заголовки. Так, Этюд-картина ля минор, соч. 39 № 2 получил название «Море и чайки», а Этюд-картина ля минор, соч. 39 № 6, по словам Рахманинова, «вдохновлен сказкой о Красной шапочке и волке». Свою ремарку к Этюду-картине ре мажор, соч. 39 № 9 – «В темпе марша» – Рахманинов в письме к Респиги дополнил пояснением о его восточном колорите. Прелюдия соль-диез минор, соч. 32 № 12 – одна из жемчужин рахманиновской лирики – навеяна ширью бескрайних русских просторов, гоголевской «птицей-тройкой», она невольно вызывает в памяти столь близкое русскому сердцу: «Однозвучно гремит колокольчик…». А виртуозная Фуга ре минор, написанная студентом Рахманиновым в классе Антона Аренского, – прообраз Музыкального момента ми минор, соч. 16 № 4.
Соната для фортепиано № 2 си-бемоль минор, соч. 36 создавалась весной и летом 1913 года в Ивановке по эскизам, набросанным Рахманиновым в начале года в Риме. В 1931 году композитор создал вторую редакцию сонаты, сделав ряд купюр и фактурных изменений. Романтически окрашенная трехчастная соната примыкает по стилю к поздним прелюдиям (соч. 32) и этюдам-картинам Рахманинова. Части следуют без перерыва, что сообщает сонате черты компактного одночастно-дробного концертного цикла.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход