Санкт-Петербург, Концертный зал

Сольный концерт Нобуюки Цудзи (фортепиано)

Биография Нобуюки Цудзи


В программе:
Фредерик Шопен
Баркарола фа-диез мажор, соч. 60

Людвиг ван Бетховен
Соната №17 ре минор «Буря», соч. 31 №2

Ференц Лист
Концертный этюд «Un Sospiro»
Парафразы на темы оперы Дж. Верди «Риголетто»

Модест Мусоргский
«Картинки с выставки»

Баркарола – песня венецианских гондольеров в характерном покачивающемся ритме, передающем движение лодки на волнах лагуны. Это жанр был очень популярен у композиторов-романтиков, а в русской музыке привился, начиная с Глинки. Фредерик Шопен не раз обращался к легко узнаваемому на слух ритму баркаролы, в частности, во Второй балладе. Но произведение с таким названием у него единственное.
Баркарола соч. 60 появилась в 1845–1846 годах и стала одним из самых последних крупных произведений композитора наряду с Полонезом-фантазией и виолончельной сонатой. От позднего сочинения, да еще в редкой тональности фа-диез мажор (к которой обычно прибегали для воплощения эфемерных видений), естественно было бы ожидать чего-то в духе ностальгических воспоминаний о давно минувшем, однако Шопен, напротив, написал очень полнокровную музыку. В левой руке – покачивающийся ритм, в правой – певучая мелодия, удвоенная то в терцию, то в сексту, а по количеству орнаментики Баркарола Шопена не уступает виртуозным произведениям Листа. После нескольких тоскливых мгновений в средней части реприза предстает настоящим апофеозом баркаролы – настолько триумфально она, пожалуй, никогда ни у кого не звучала.
Анна Булычева


Соната № 17 ре минор, соч. 31 №2 создана Людвигом ванн Бетховеном в 1802 году. Этот год стал переломным в судьбе композитора. Именно тогда, в дни глубочайшего отчаяния и скорби, вызванных прогрессирующей болезнью слуха, Бетховен написал свое знаменитое Гейлигенштадское завещание.
Семнадцатая соната – зеркало трагических переживаний композитора. Благодаря взволнованно-страстному характеру первой и третьей частей соната получила в музыкальной среде названия «Буря», «Шекспировская соната», «Соната с речитативом». Однако сам Бетховен не давал сонате заголовка и даже не написал к ней посвящения (редкий случай!). Классическая по структуре, эта соната обращена в будущее. По уровню экспрессии она приближается к будущим творениям романтиков в этом жанре.


Жанр парафраза – концертной фантазии на популярные музыкальные темы (чаще всего из любимых слушателями опер) – был одним из самых распространенных в XIX веке. И, конечно, такой великий артист и просветитель, как Ференц Лист, не мог обойти его вниманием: парафразы и транскрипции (фортепианные переложения «нефортепианной» музыки) занимают значительную часть его наследия. Парафразы Листа, в отличие от произведений этого жанра других композиторов, ориентированы не только на показ фортепианной техники. Лист стремится раскрыть художественное содержание избранной темы и познакомить зрителя с музыкой первоисточника. Концертный парафраз на темы из «Риголетто» Верди основан на квартете из последнего акта оперы.
В этой сцене Герцог объясняется в любви красивой сестре бандита Спарафучиле Маддалене. Она кокетливо отвечает на его признания. Любящая Герцога Джильда подсматривает за ними в окно и приходит в отчаяние. В качестве небольшого вступления проводится тема Маддалены, отвечающей на излияния Герцога. Основным материалом для варьирования становится ариозо Герцога «О, красотка молодая», завершается же парафраз интонациями Джильды, которые в коде звучат как гимн: истинная любовь непобедима и преодолевает предательство и смерть.


Фортепианный этюд Ференца Листа Un sospiro («Вздох») наряду с этюдами I  lament («Жалоба») и La leggierezza («Легкость») входит в цикл «Три концертных этюда». Созданный около 1848 года, в начале самого плодотворного Веймарского периода, этюд дважды редактировался – в 1875 и 1885 годах, что говорит о значении, которое придавал ему композитор. Музыка этюда концентрирует основные листовские черты: здесь есть и торжественная приподнятость, не доходящая, однако, до театрального пафоса, и сдержанная и глубокая лирика, и тембровая красочность и гармоническая выразительность.
Дарья Варуль


Летом 1873 года в возрасте 39 лет скоропостижно скончался талантливый русский художник-архитектор, близкий друг Мусоргского Виктор Гартман. В феврале–марте 1874 года в Императорской академии художеств по инициативе Владимира Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка, в которую вошло около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, – рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. А с 2 по 22 июня 1874 года Мусоргский создает свой фортепианный цикл «Картинки с выставки».
Такова краткая история создания одного из самых удивительных и загадочных произведений в русской музыке. В «Картинках с выставки», единственном крупномасштабном, развернутом инструментальном цикле Мусоргского многое необычно даже для самого автора: и обилие контрастных, сказочно-фантастических образов, и принцип написания названий пьес (используется 7 языков) и, наконец, не имеющий аналогов в творчестве Мусоргского светлый торжествующий финал-апофеоз.
При всей своей внешней пестроте цикл «Картинки с выставки» имеет четко выверенную структуру и несет в себе черты инструментальной мистерии, где есть и ад, и рай, есть человек со своими страстями, и есть путь от смерти и мрака к торжеству жизни и света. Рисунки и эскизы Гартмана становятся импульсом к созданию Мусоргским «другой» реальности, композитор словно «заходит» в саму картину, как это иногда показывают в фантастических фильмах, и музыка оживляет картину изнутри, часто то, что слышится, оказывается вовсе не таким, каким видится.
Георгий Ковалевский

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход