Концертный зал «Яани кирик»

Бах плюс… Три виолончели соло
Бах. Раскатов. Васкс. Лигети

Новые музыкальные горизонты в этой дерзкой программе: современная музыка и Мастер – Иоганн Себастьян Бах

V фестиваль современной музыки «Новые горизонты» в Концертном зале «Яани Кирик»


В программе:
Александр Раскатов
Dolce far niente

Иоганн Себастьян Бах
Сюита № 3 для виолончели до мажор, BWV 1009

Петерис Васкс
«Книга» для виолончели соло

Иоганн Себастьян Бах
Сюита № 6 для виолончели ре мажор, BWV 1012

Дьёрдь Лигети
Соната для виолончели

Иоганн Себастьян Бах
Сюита № 2 для виолончели ре минор, BWV 1008

Валентин Сильвестров
«Вальс альпийских колокольчиков»

Солисты: Сергей Ролдугин (виолончель), Александр Ивашкин (виолончель), Иван Монигетти (виолончель), Гавриил Липкинд (виолончель), Александр Раскатов (фортепиано)

Почему вы выбрали именно это современное произведение?
Гавриил Липкинд: Я исполнял его для Дьёрдя Лигети. И он рассказал мне историю его создания: однажды, еще в молодости, он познакомился с замужней женщиной, которая была старше его, и влюбился в нее.
Вернувшись домой, Дьердь написал пьесу для виолончели соло и назвал ее «Диалог». Пиццикато в самом начале выражают, как ему хотелось добиться ее внимания. А мелодию, открывающую пьесу, он позаимствовал из старинной венгерской песни. Спустя пять лет, в 1952 году, Лигети снова встретил эту женщину. На этот раз она ясно дала ему понять, что никакой надежды на продолжение отношений нет. Тогда он написал вторую часть. В нее он вложил всю бушевавшую в нем ярость. Так Лигети написал первое в истории музыки произведение для струнного инструмента, где применяется техника кластерного аккорда. Звуки из разных тональностей звучат почти одновременно. Много лет эта пьеса не исполнялась из-за ее технической сложности. Вообще, это уникальное произведение: оно очень насыщено и технически, и эмоционально.
Александр Ивашкин: Когда в 1989 году я впервые записал на CD «Книгу для виолончели», Петерис Васкс написал мне письмо, в котором рассказал, что его произведение – о том, «как красноречива тишина природы». По-моему, именно в этом и заключается смысл любой музыки – с древнейших времен до наших дней. Этим произведением я призываю слушателей раскрыть перед собой книгу природы.
Иван Монигетти: Несколько лет назад мы с Валентином Сильвестровым провели две недели в Швейцарии. Каждое утро он садился за фортепьяно и играл Баха или просто импровизировал. Затем мы шли на прогулку и любовались природой Швейцарии. Мне довелось исполнять сюиты Баха в Киеве. Валентин был на этом концерте и на следующий день показал мне свое новое произведение для виолончели соло – «Вальс альпийских колокольчиков».


Вы не боитесь исполнять современное произведение в одном ряду с музыкой Баха?
Гавриил Липкинд: Все на свете стоит в одном ряду с музыкой Баха. Бах повсюду!
Александр Ивашкин: Нет, не боюсь, поскольку оба произведения тесно взаимосвязаны. Они рассказывают об одном и том же, хотя и по-разному. Бах при помощи языка танца описывал устройство божественного мира, а Петерис Васкс при помощи звуков и тишины описывает выразительность природы.
Иван Монигетти: Бах – величайший композитор. Он обращается к людям всех возрастов, всех стран. Он находится с нами и внутри нас.


Что связывает вас с Россией?
Гавриил Липкинд: Я родился в Израиле, но история моей семьи уходит корнями в Петербург и тесно связана с этим городом. Он вызывает у меня культурные, романтические, а теперь еще и музыкальные ассоциации.
Александр Ивашкин: Я никогда не жил в Петербурге, сам я из Москвы. Однако Петербург всегда играл важную роль в моей жизни. Впервые я оказался в этом городе в 1966 году, еще подростком, когда приехал из Москвы на похороны Анны Ахматовой. Отпевание проходило в Никольском морском соборе, расположенном совсем рядом с Мариинским театром. Это незабываемое событие наложило отпечаток на всю мою дальнейшую жизнь. В последнее время я выступаю здесь ежегодно, а недавно играл премьеру недавно открытого виолончельного концерта Брамса с Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии.
Иван Монигетти: Меня с Россией связывают кровные узы: благодаря рождению, языку, культуре, вере ... Я русский. Моим учителем был великий русский виолончелист Мстислав Ростропович. В Петербурге и в Царском селе сохранилось множество зданий, построенных моим прадедом Ипполитом Антоновичем Монигетти. Он был придворным архитектором Александра II.


Чего ждать слушателям от этого концерта?
Гавриил Липкинд: Хороший вопрос. ... Когда придут – узнают!
Александр Ивашкин: Это будет уникальный концерт, где выступят четыре очень разных виолончелиста. Каждый из них представит слушателям свое прочтение музыки Баха и современных произведений. Нечасто можно в один вечер услышать и увидеть на сцене четырех солистов, играющих на одном и том же инструменте, и одного живого композитора!
Иван Монигетти: Концерт будет очень интересным! Для профессионалов это будет любопытно.
Любители виолончели смогут увидеть, насколько безграничны возможности их любимого инструмента. Кроме того, это уникальная возможность услышать четырех исполнителей в одном концерте.
Любители музыки могут прийти из любви к музыке.
Критикам будет о чем написать.
Так что приходите все: пенсионеры, студенты, школьники – добро пожаловать!


Любите ли вы футбол и если да, то за какую команду болеете?
Гавриил Липкинд: За мадридский «Реал».
Александр Ивашкин: За «Челси».
Иван Монигетти: В принципе, мне нравится футбол, но, к сожалению, моя любовь к верховой езде не оставляет места для других увлечений.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации