Санкт-Петербург, Концертный зал

Джованни Баттиста Перголези. Stabat Mater
Джоаккино Россини. Stabat Mater


Шестой концерт 14-го абонемента

Джованни Баттиста Перголези. Stabat Mater
Солисты:
Ольга Трифонова (сопрано)
Надежда Сердюк (меццо-сопрано)


Джоаккино Россини. Stabat Mater
Солисты:
Жанна Домбровская (сопрано)
Злата Булычева (меццо-сопрано)
Хачатур Бадалян (тенор)
Александр Киселёв (бас)

Хор Мариинского театра
Дирижер – Павел Петренко

Автором Stabat mater dolorosa считают тосканского поэта Якопоне да Тоди, монаха-францисканца, жившего в XIII веке. Хотя в XVI столетии Тридентский собор исключил Stabat mater из католической литургии, тем не менее композиторы продолжали обращаться к этим стихам, и в 1727 году папа Бенедикт XIII восстановил их в правах. 26-летний Джованни Баттиста Перголези написал Stabat mater для сопрано, альта, струнных и органа незадолго до своей смерти в 1736 году. Состав участников «скопирован» им со Stabat mater Алессандро Скарлатти. Это произведение ежегодно звучало в Неаполе в дни Великого поста, и Перголези, видимо, ставил себе целью заменить его сочинением в новом духе. Действительно, его музыка выдержана в модном «галантном» стиле – чувствительном, легком, человечном. Многие музыкальные интонации и острые ритмы пришли из опер-буффа, восьмая часть названа фугой, но в строгом смысле ею не является.
Несмотря на дискуссии, можно ли признать Stabat mater Перголези настоящей духовной музыкой, уже в XVIII веке это сочинение обошло всю Европу. Некоторые исполнители расширяли состав участников: ради более мощного звучания добавляли мужские голоса и духовые инструменты.

По тому же пути увеличения масштаба двигались в XIX веке композиторы-романтики – Верди, Дворжак, Лист, практически превратившие Stabat mater  в ораторию. Первенство здесь принадлежит Джоаккино Россини. Завершив оперную карьеру, он в 1832 году взялся за сочинение Stabat mater по заказу канцлера Испании Мануэля Фернандеса Варелы. Однако болезнь не позволила ему закончить партитуру. Россини написал первую и c пятой по девятую части, остановившись на мистическом квартете без сопровождения «В час, когда остынет тело». Ему пришлось обратиться к своему другу – композитору, вокальному педагогу, директору Итальянского театра в Париже Джованни Тадолини, с просьбой дописать недостающие части. Таким произведение вскоре прозвучало в Мадриде.
Десять лет спустя Россини вернулся к Stabat mater, заменив музыку Тадолини своей. Первое исполнение в парижском зале Вантадур прошло c триумфом. Итальянской премьерой в Болонье дирижировал Доницетти, а партию тенора исполнял находившийся на вершине славы Николай Иванов – один из первых знаменитых «невозвращенцев». Многих удивляет, насколько Россини сблизил духовную музыку c оперой. Поразительно и другое - как далеко он в некоторых номерах ушел от оперного стиля и как мало оглядывался на собственную музыку 1820-х годов. Иногда Россини кажется здесь ровесником молодого Верди.
Анна Булычева

 

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход