Санкт-Петербург, Концертный зал

Прокофьев. Шостакович


В программе:
Сергей Прокофьев. Фрагменты сюиты из балета «Ромео и Джульетта»
Дмитрий Шостакович. Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор
Дмитрий Шостакович. Симфония № 8

Симфонический оркестр Мариинского театра

Балет «Ромео и Джульетта» Прокофьев закончил в 1936 году. И с тех пор это произведение прочно закрепилось в репертуаре различных театров, став одним из самых популярных балетов прошлого столетия. Первоначально сценарий балета предполагал счастливый конец, однако, в последующей редакции композитор вместе с режиссёром Сергеем Радловым и драматургом Адрианом Пиотровским вернули традиционный трагический финал. Начиная работать над балетом, Прокофьев понимал, что воплощение шекспировских образов на сцене требует нового решения. Премьера балета состоялась за пределами России – в Брно (Чехословакия) в 1938 году. Отчасти этот факт можно объяснить печально знаменитыми статьями в газете «Правда» «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», направленными против двух произведений младшего современника Прокофьева – Дмитрия Шостаковича: оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и балета «Светлый ручей». Эти публикации сильно изменили творческий климат в стране на продолжительное время. В России первая постановка «Ромео и Джульетты» была осуществлена в Кировском (Мариинском) театре в 1940 году, и с тех пор этот балет остается в его репертуаре.

Первый концерт для скрипки с оркестром ля минор был создан Шостаковичем в 1948 году. Произведение посвящено Давиду Ойстраху. Премьера сочинения, однако, состоялась лишь семь лет спустя – в 1955 году в Ленинграде. Ойстрах выступал с оркестром Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского. Концерт состоит из четырёх частей, каждая из которых носит программный подзаголовок: 1. Ноктюрн (Moderato); 2. Скерцо (Allegro); 3. Пассакалья (Andante); 4. Бурлеска (Allegro con brio). Между Пассакальей и Бурлеской находится большая сольная каденция, благодаря которой цикл приобретает черты пятичастного. Две последних части следуют друг за другом attacca (без перерыва). Внутренняя драматургия концерта необычна: первые две части, как и две последние, представляют собой полярные типы экспрессии (Ноктюрн-Скерцо и Пассакалья-Бурлеска). 
Начиная со второй части, партия скрипки всё более усложняется быстрыми скачками через струну, пассажами двойными нотами в высоком регистре, октавами. Каденция построена на разрозненных элементах тем предшествующих трёх частей и может являться своего рода апофеозом сложности: построенная на постоянном accelerando, партия скрипки требует от исполнителя огромных физических усилий.
Концерт существует в двух редакциях – 1948 года (начальная), и версия 1955 года, отличающаяся от первой несколько изменённой инструментовкой финала.

Одна из самых трагических симфоний Шостаковича создавалась в Москве в 1943 году, куда композитор приехал из эвакуации в Куйбышеве. Большая часть музыки была написана летом в Доме творчества композиторов недалеко от города Иваново. Правдивость Восьмой симфонии беспощадна, эмоции раскалены до предела, напряжённость выразительных средств невероятна. Концепция симфонии нарушает привычные каноны жанра: в грандиозном пятичастном цикле нет сопоставления образов добра и зла. Пять частей симфонического полотна – пять колоссальных кульминаций, каждая из них глубоко трагична, и места для светлых образов просто не остаётся. В отличие от знаменитой Седьмой («Ленинградской») симфонии музыка Восьмой отразила с кричащей достоверностью все ужасы самой страшной войны в истории человечества. В начале сентября 1943 года в Москву из Новосибирска приехал Евгений Мравинский. Этому дирижёру Шостакович доверял больше всех. Именно Мравинский впервые исполнил его Пятую и Шестую симфонии. И именно ему композитор доверил премьерное исполнение своей новой симфонической фрески. Мравинский, увидев ещё не до конца записанную в партитуре музыку, моментально загорелся желанием её исполнить. Великолепная работа дирижёра с оркестром настолько впечатлила Шостаковича, что он посвятил новую симфонию Мравинскому. Дирижёр не забудет этого жеста до конца своих дней – вплоть до самой своей смерти в 1988 году Мравинский дирижировал Восьмую симфонию только по рукописной партитуре, созданной для него Шостаковичем.
Павел Великанов

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход