Санкт-Петербург, Концертный зал

Ансамбль Академии им. Караяна под управлением Вильфрида Штреле (Берлинская филармония)


В программе:
Вольфганг Амадей Моцарт. Струнный квинтет № 3, до мажор
Исполняют: Катарина Мириам Вайс (скрипка), Тереза Кранерт (скрипка), Вильфрид Штреле (альт), Изабель-Флер Ребер (альт), Роувен Ширмер (виолончель)

Иоганнес Брамс. Струнный секстет № 1, си-бемоль мажор
Исполняют: Тереза Кранерт (скрипка), Катарина Мириам Вайс (скрипка), Вильфрид Штреле (альт), Изабель-Флер Ребер (альт), Роувен Шиpмер (виолончель), Якоб Шпан (виолончель)

Музыканты Берлинского филармонического оркестра – одного из самых известных оркестров в мире – выступают не только с большими симфоническими программами. Солисты оркестра хорошо известны и как исполнители камерной музыки. Неоднократно солисты оркестра Берлинской филармонии выступали в составе камерных инструментальных ансамблей на фестивале «Звезды белых ночей» в Петербурге. В прошлом веке на протяжении 35 лет Берлинским филармоническим оркестром руководил Герберт фон Караян. В 1955 он был назначен пожизненным музыкальным руководителем этого оркестра. Заботясь о преемственности поколений музыкантов Берлинского филармонического оркестра, Герберт фон Караян стал инициатором создания специальной программы подготовки высококлассных музыкантов. В 1972 он основал Оркестр-Академию, основной целью которой был отбор наиболее одаренных молодых исполнителей и совершенствование их до уровня музыкантов Берлинского филармонического оркестра и других ведущих коллективов мира. Под руководством действующих музыкантов оркестра они приобретают высочайшее мастерство и бесценный опыт. Замысел Герберта фон Караяна удалось осуществить во многом благодаря поддержке небольшой группы предпринимателей – меценатов, которые на протяжении многих лет охотно помогают Академии, взяв на себя значительную часть ее финансовых расходов. Ансамбль Академии имени Герберта фон Караяна на нынешнем фестивале выступает под руководством и вместе с ведущим альтистом основного состава Берлинского филармонического оркестра Вильфридом Штреле.


В последние годы жизни Вольфганг Амадей Моцарт создал несколько квинтетов, каждый из которых без исключения можно назвать шедевром. К этому времени он достиг в камерной музыке вершин мастерства, свидетельством чего стал успех шести квартетов, посвященных Йозефу Гайдну. Следующей ступенью для Моцарта стали четыре струнных квинтета классического состава (две скрипки, два альта и виолончель) и квинтет с кларнетом.
Струнный квинтет до мажор (K. 515) окончен 19 апреля 1787 года. Возник он без всякого заказа с чьей-либо стороны. Видимо, Моцарт был уверен в том, что его новая музыка найдет своих поклонников, и распространял ноты по подписке, «красиво и точно переписанные», как о том объявляла «Венская газета». Квинтет открывается диалогом виолончели и первой скрипки, которые вскоре обмениваются темами. Мелодия легко и свободно преодолевает широкое пространство – Моцарт с первых же тактов использует весь диапазон, доступный пяти инструментам. Так же свободно он развивает темы, переходит из тональности в тональность, показывая, что отнюдь не намерен ограничивать себя в средствах. Композитор сразу же дает понять, что эта музыка предназначена настоящим знатокам, искусным музыкантам (может быть, даже интеллектуалам), которые оценят утонченность менуэта, кантилену Andante и нарочитую простоту финального рондо.

Струнный секстет Иоганнеса Брамса № 1 си-бемоль мажор (соч. 18) был закончен в 1860 году и стал вторым (но уже абсолютно зрелым) камерным сочинением молодого композитора. Брамс еще не переехал в Вену, однако в секстете он словно предчувствует атмосферу этого удивительного города, где в XIX веке музицировали буквально все – целая армия профессионалов и многократно превосходившая ее армия любителей.
Брамс не снабжал свои камерные произведения программными заголовками, облегчающими их восприятие широкой публикой. Его музыка в пояснениях не нуждается, она идет, как в свое время говорил Бетховен, «от сердца к сердцу». Первая часть секстета – певучее Allegro, которое разворачивается неторопливо, чтобы слушатели успели оценить заключенное в музыке мелодическое богатство. Суровую тему второй части первым излагает альт. Эта мужественная часть написана в форме вариаций и несколько в манере XVIII века, в духе старинных вариаций на тему фолии. За ней следуют скерцо и финальное рондо (Poco allegretto e grazioso). Располагая шестью инструментами – двумя скрипками, двумя альтами и двумя виолончелями, Брамс отнюдь не злоупотребляет учеными полифоническими приемами. Скорее наоборот – дополнительные голоса служат, чтобы усиливать кантиленные мелодии и делать гармонию не менее полнозвучной, чем в фортепианной музыке Брамса.
Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход