В программе:
Николай Римский-Корсаков. «Испанское каприччио»
Эдуар Лало. «Испанская симфония» для скрипки с оркестром
Рихард Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан»
Морис Равель. Болеро
Симфонический оркестр Мариинского театра
«Испанская симфония» Эдуара Лало – ровесница «Кармен» Бизе. Она была написана в 1874 году и впервые исполнена прославленным испанским скрипачом Пабло Сарасате в 1875-м. То были времена, когда лучшую музыку об Испании писали французские и русские композиторы, а сама страна за Пиренеями предпочитала загадочно молчать. В Париже были доступны лишь редкие сборники испанских песен да концертные пьесы странствующих виртуозов. Лало шел уже шестой десяток, когда его наконец-то настигла композиторская слава. Национальный колорит был как никогда в моде. «Испанская симфония», «Норвежская фантазия», «Русский концерт» и сюиты из ориентального балета «Намуна» были с воодушевлением приняты парижанами – а значит, и остальным прогрессивным человечеством. Грубоватая, но энергичная музыка Лало, однако, пережила кратковременную моду и осталась в мировом репертуаре. И на первом месте по праву стоит монументальный скрипичный концерт в пяти частях (Allegro non troppo, Скерцандо в характере сегидильи, Интермеццо, Andante и Рондо), который автор назвал симфонией. Причина, вероятно, не только в масштабах произведения, но и в том, что Скрипичный концерт для Пабло Сарасате Лало сочинил всего годом раньше, и между этими сочинениями очень мало общего. После премьеры симфонической поэмы «Дон Жуан» 25-летний веймарский капельмейстер Рихард Штраус проснулся ведущим композитором Германии, достойным наследником Вагнера и Листа. Правда, покровительствовавшая ему Козима Вагнер (вдова одного гения и дочь другого), не одобрила легкомыслия темы и ее воплощения. Но это ничего не меняет: Штраус сумел продолжить традицию симфонических поэм Листа и мастерски совладать с огромным романтическим оркестром Вагнера. Кроме того, в его музыке слышны легкие отзвуки картины в гроте Венеры из «Тангейзера».
«В 1928 году, по просьбе г-жи Иды Рубинштейн я сочинил «Болеро» для оркестра. Это танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причем ритм непрерывно отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия вносится оркестровым крещендо» – писал Равель двадцать лет спустя в «Автобиографических заметках».
|