Санкт-Петербург, Концертный зал

Респиги. Пуччини


Шестой концерт 8-го абонемента

Отторино Респиги
«Пинии Рима» и «Фонтаны Рима»
симфонические поэмы

Джакомо Пуччини
Месса «Глория»

Солисты: Август Амонов (тенор), Александр Гергалов (баритон)

Петербургский камерный хор
Художественный руководитель – Николай Корнев

Симфонический оркестр Мариинского театра

Отторино Респиги был современником Джакомо Пуччини и также написал десять опер. Но прославился он не ими. Благодаря симфоническим поэмам «Фонтаны Рима» и «Пинии Рима» Респиги удалось вернуть итальянской оркестровой музыке мировое значение. В XIX веке в Италии не было ни одного композитора-симфониста, признание получали лишь оперы. В итоге некоторые музыканты решили, что дальше так продолжаться не может, и попытались исправить ситуацию. Среди них был преподаватель Болонского музыкального лицея Джузеппе Мартуччи. Правда, его собственные произведения в мировой репертуар не вошли, зато он воспитал Респиги.
Молодой Респиги некоторое время проработал альтистом в оркестре Мариинского театра и в это же время учился у Римского-Корсакова. Знание русской музыки пригодилось ему, когда позднее в Риме он писал балеты «Волшебный горшок», «Индийская фантазия», «Арабская песнь» и «Осень» на темы русских народных песен, Глинки, Бородина, Чайковского и Римского-Корсакова. Но еще больше пригодилось волшебное мастерство инструментовки, владение огромным красочным оркестром – с челестой, двумя арфами, фортепиано и органом.
Международную славу принесла Респиги симфоническая поэма «Фонтаны Рима» (1918). Ее четыре части, которые исполняются без перерыва («Фонтан Валле Джулия на заре», «Фонтан Тритона утром», «Фонтан Треви в полдень», «Фонтан виллы Медичи на закате»), в большой степени вдохновлены искусством импрессионистов, любивших изображать объекты в разное время суток, в разном освещении. В музыке нечто подобное сделал Дебюсси, как никто умевший живописать водную стихию. А идея создать звуковой образ Рима, возможно, навеяна образом Вечного города в «Тоске» Пуччини, где, как и в четвертой части «Фонтанов», звучат римские колокола.
В развитие успеха Респиги написал великолепные «Пинии Рима» (1924) и менее известные «Римские празднества» (1928). Четыре части «Пиний», названные «Пинии виллы Боргезе», «Пинии у катакомб», «Пинии на холме Яникул», «Пинии Аппиевой дороги», отсылают не столько к городским пейзажам, сколько к римской истории. Интерес Респиги к истории итальянской музыки с годами становился все глубже, в его наследии – целый ряд неоклассических произведений, а в «Пиниях у катакомб» использованы интонации средневекового григорианского хорала.
Но, погружаясь в историю, Респиги смотрел и в будущее: в «Пиниях на холме Яникул» он предписал использовать граммофонную запись пения соловья. Такого рода коллажи живого звука и записи вошли в обыкновение много позже, в 1950-е годы.
Анна Булычева


Уроженец небольшого итальянского городка Люкка, музыкант в пятом поколении Джакомо Пуччини представил в качестве дипломной работы на окончание консерватории большую партитуру – Мессу «Глория». Она была впервые исполнена 12 июля 1880 года на празднике в честь святого Полино и вызвала целый шквал противоположных, порой скандальных откликов. Настоятель местного кафедрального собора признал музыку Мессы «хулиганской и абсолютно не богослужебной» и отказал ей в благословении на исполнение в церковных стенах. Учитель Пуччини по композиции маэстро Моско Карнер счел произведение «довольно разухабистым, впрочем, не лишенным шарма». У широкой же публики Месса вызвала бурю восторгов, а консерваторские однокурсники композитора в один голос провозгласили произведение новым словом в итальянской духовной музыке, которой теперь суждено стать «la musica puccinistica» – «музыкой в стиле Пуччини». И хотя в своей дебютной вокально-симфонической работе молодой выпускник консерватории не избежал подражания старшему современнику, великому Верди, Месса «Глория» звучит совершенно по-пуччиниевски, с той же театральной драматичностью, с которой десятилетия спустя зазвучат оперные шедевры композитора. Впоследствии Пуччини даже не постеснялся использовать некоторые фрагменты из Мессы в операх «Тоска», «Мадам Баттерфлай», «Турандот» и других сочинениях. По признанию самого автора, Месса «Глория» названа так потому, что имеет скорее прославляющий, нежели богослужебный характер. Это объясняет и особую торжественность, даже плакатность ее языка, и такие экстраординарные для церковного жанра детали, как заимствованние темы народной итальянской песни «Смотрю на небо» в разделе «Qui tollis peccata mundi». Очевидно, молодой экспериментатор в своем литургическом опусе нимало не стремился отдать дань богослужебному канону, а вместо этого словно проверял границы собственной изобретательности и свободомыслия.
Марина Иовлева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход