«Гольдберг-вариации» Иоганна Себастьяна Баха состоят из арии и тридцати вариаций и входят в четвертый том так называемых Klavierübung («Клавирных упражнений»). История возникновения этого цикла необычна. Он получил свое название в честь Гольдберга, клавесиниста, работавшего у графа Кайзерлинга, покровителя Баха; граф занимал пост русского посланника при Дрезденском дворе. Именно он помог Баху получить звание придворного композитора. Граф Кайзерлинг страдал бессонницей и поэтому обратился с просьбой к Баху, чтобы тот сочинил несколько разнохарактерных клавирных пьес, и Гольдберг, играя их на клавесине, тем самым развлекал бы графа в его бессонные ночи. Бах выполнил просьбу, сочинив цикл вариаций, которым впоследствии было дано имя их первого исполнителя. Тема «Гольдберг-вариаций» взята из «Клавирной книжки» Анны Магдалены Бах. Она представляет собой сарабанду на мотив Bist du bei mir («Когда бываешь ты со мною»). Пьеса к тому моменту уже существовала десять лет, прежде чем Бах решил взять ее за основу своего нового вариационного цикла. Из всех произведений композитора ни одно так не приближается к современному фортепианному стилю. В особенности это становится заметно по предпоследней и предшествующей ей вариации, которые непредвзятый слушатель, даже по внешнему виду нот, отнес бы к поздним фортепианным сочинениям Бетховена. В рукописи цикла содержится авторская ремарка, что он предназначен для исполнения на клавесине с двумя мануалами. «Гольдберг-вариации» содержат в себе огромные смысловые и технические трудности, и включать это произведение в программы целиком решаются лишь немногие пианисты. Павел Великанов |