Санкт-Петербург, Концертный зал

Мира Евтич (фортепиано) и Николас Ангелич (фортепиано)


Открытие I Международного фестиваля «Лики современного пианизма»

Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для двух фортепиано с оркестром № 7, фа мажор (K. 242)
Солисты – Мира Евтич и Николас Ангелич
Александр Раскатов. Концерт для фортепиано с оркестром Gens Extorris (Российская премьера)
Солистка – Мира Евтич
Иоганнес Брамс. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, си-бемоль мажор
Солист – Николас Ангелич

1776 год оказался для Моцарта урожайным на концерты – фортепианные, скрипичные и наконец, для трех фортепиано с оркестром. В последнем случае заказчицей выступила графиня Лодрон (урожденная д'Арко), чтобы исполнять его вместе со своими дочерьми Алоизией и Жозефой. Для трех дам Моцарт создал сочинение совершенно идиллическое и безмятежное – о том, как все разумно и гармонично в этой жизни (или, по крайней мере, в доме прекрасной графини).
Вскоре сам композитор обработал тройной концерт для двух фортепиано. Так возник Концерт для двух фортепиано с оркестром № 7, фа мажор (K. 242). Сделать обработку было несложно, поскольку уже в первоначальной версии диалог развертывается, главным образом, между двумя инструментами (вероятно, это связано с исполнительскими возможностями участниц ансамбля). Сполна использовав колористические возможности звучания нескольких фортепиано, для аккомпанемента Моцарта избрал минимальный состав оркестра: струнные, два гобоя и две валторны.
Двум или трем солистам трудно вместе импровизировать каденции, поэтому Моцарт в этом концерте выписал их сам. Если б не этот концерт, мы бы никогда не узнали, какого рода каденции импровизировал сам Моцарт в 20-летнем возрасте.
Анна Булычева

Концерт Раскатова Gens extorris посвящен проблеме взаимоотношения народов – от библейских времен до современности (евреи в Палестине, палестинцы в Израиле, баски в Испании, сербы в Косово и Хорватии). Название концерта в переводе с латыни означает «люди в изгнании», но в музыке нет противопоставления тем по национальному признаку. Напротив, в них запечатлены свойства, общие для менталитета и фольклора разных этнических групп. Автор сознательно ограничил себя, стремясь скупыми средствами выразить глубокий смысл. Развернутая первая часть – дорога печали и гнева, плача и страдания. Краткая вторая – суровый апофеоз.

Второй концерт Брамса для фортепиано с оркестром принадлежит к числу наиболее значительных произведений композитора. Уникальность его в том, что к трем частям, из которых обычно состоят концерты, добавлено скерцо. Таким образом, концерт приобрел форму и масштаб грандиозной романтической симфонии. Тем самым он поднялся на более высокую ступень в иерархии жанров, служа не демонстрации виртуозности и развлечению публики, а выражению всеобщих идей. Первую симфонию Брамса называли «Десятой симфонией Бетховена». Фортепианные концерты также продолжают бетховенские традиции. Второй концерт – сочинение классическое во всех смыслах этого слова. Композитор посвятил его своему педагогу Эдуарду Марксену. Официальная премьера Второго концерта состоялась 9 ноября 1881 в Будапеште, неофициальная – чуть раньше в Мейнингене, где друг Брамса выдающийся дирижер Ганс фон Бюлов предоставлял ему возможность «проверять» новые сочинения в оркестровом звучании.
Второй концерт мгновенно обрел популярность, сам композитор только за первые три месяца исполнил его в разных странах 22 раза.
Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход