Санкт-Петербург, Концертный зал

Франсуа Дюмон (фортепиано), Сергей Догадин (скрипка)


Санкт-Петербургский Дом музыки представляет:

В программе:

Петр Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1, си-бемоль минор
Солист – Франсуа Дюмон

Петр Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор
Солист – Сергей Догадин

Симфонический оркестр Мариинского театра

Первый концерт Чайковского – одно из самых исполняемых сочинений этого жанра. Однако по достоинству концерт был оценен не сразу. В 1875 году, когда Чайковский показал сочинение своему другу и учителю Николаю Рубинштейну, тот отказался от исполнения концерта, сочтя его фактуру недостаточно «пианистичной». В дальнейшем концерт получил известность в редакции Александра Зилоти, в которой был значительно усилен виртуозный план сочинения. В наши дни с успехом исполняются обе редакции – ставшая традиционной «зилотиевская» и авторская, в которой виртуозность не затеняет необыкновенное мелодическое богатство и выразительность фактуры.
Чайковский посвятил концерт знаменитому немецкому пианисту Гансу фон Бюлову. Выступления Бюлова в Бостоне, Нью-Йорке и Филадельфии прошли с огромным успехом, и с тех пор Первый концерт Чайковского стал одним из символов русской музыки. В России концерт впервые исполнил Сергей Танеев. Он же в одном из писем назвал его первым русским фортепианным концертом, что соответствовало действительности. Именно это произведение стало первым классическим образцом фортепианного концерта в русской музыке.


Свой единственный Концерт для скрипки с оркестром Петр Чайковский написал в 1878 году уже будучи знаменитым композитором, автором Первого фортепианного концерта, четырех симфоний и опер (в том числе оперы «Евгений Онегин»). Скрипичный концерт в чем-то повторил судьбу Первого фортепианного. Сейчас трудно себе представить, что сочинение такой силы, выразительности и красоты не сразу нашло своего адресата и исполнителя. Сначала Чайковский решил написать Концерт для своего друга и ученика Иосифа Котека, затем из-за возникших разногласий предпочел ему знаменитого скрипача и педагога Леопольда Ауэра. Однако, увидев, что последний отложил его сочинение в «долгий ящик», посвятил свое детище скрипачу Адольфу Бродскому, который стал первым исполнителем Концерта в России и за рубежом и выдержал немалое сопротивление оркестрантов до исполнения и резко отрицательные отзывы критики после него.
Полтора века назад главную сложность для исполнителя представляла чрезвычайная виртуозность Концерта. В наше время основная проблема заключается, скорее, в интерпретации, потому что предложить новое прочтение столь знаменитого и часто исполняемого произведения задача весьма и весьма непростая.
Светлана Никитина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход