Санкт-Петербург, Концертный зал

Альбан Берг. Рихард Штраус


Альбан Берг. Концерт для скрипки с оркестром
Рихард Штраус. Симфоническая поэма «Жизнь героя»

Cимфонический оркестр Мариинского театра

Скрипичный концерт стал последним завершенным сочинением австрийского экспрессиониста Альбана Берга (1885–1935). Он возник по заказу американца Луи Краснера, в то же самое время заказавшего скрипичный концерт учителю Берга Арнольду Шёнбергу (и повторилась ситуация с «победившим учеником» и «побежденным учителем»).
Концерт Берга – одно из самых одухотворенных и поэтичных произведений ХХ столетия. Сделав шаг назад, к традиции, Берг балансировал на грани 12-тоновой и тональной музыки, не чурался чистых интервалов и гармоничных созвучий, ритмов лендлера и венского вальса, а во вторую часть концерта ввел баховский хорал Es ist genug. Все это придало музыке яркую образность: композитор-авангардист позаботился о том, чтобы «перекинуть мостик» от новой музыки к обескураженной публике.
Концерт посвящен «памяти ангела» – когда Берг работал над ним, умерла 18-летняя дочь Альмы Малер и Вальтера Гропиуса. Но иногда в нем видят «двойной реквием», подразумевая, что Берга также посещали мысли о собственной близкой кончине.
Анна Булычева


Композитор Рихард Штраус как-то говаривал своему другу французскому писателю Ромену Роллану, что не видит причины, почему ему не написать сочинение о себе, и что он себя считает не менее интересной личностью, чем Наполеон или Александр Македонский. Свое намерение Рихард Штраус воплотил в своей последней и, пожалуй, самой грандиозной симфонической поэме «Жизнь героя». Премьера поэмы «Жизнь героя» под управлением автора состоялась 3 марта 1899 года во Франкфурте. Часть зрителей в знак протеста покинула зал, но большинство восторженно выражали свое одобрение. По сюжету поэмы герой находит возлюбленную, борется с критиками-недоброжелателями, и, наконец, уходит на покой и покидает этот мир. Соответственно в поэме «Жизнь героя» шесть разделов: «Герой», «Враги героя», «Спутница героя», «Поле боя героя», «Мирные труды героя», «Избавление от земных тягот». Основная тональность ми-бемоль ясно указывает связь с «Героической» симфонией Людвига Бетховена, высочайшим образцом героического пафоса. В двух последних разделах поэмы Штраус цитирует собственные сочинения, а врагов-критиков изображает почти натуралистической передачей гоготания стаи гусей. Лейттембром критиков становятся деревянные духовые инструменты, возлюбленную героя олицетворяет тембр скрипки. Поэма «Жизнь героя» предназначена для грандиозного состава оркестра, включающего восемь валторн, пять труб, учетверенный состав деревянных духовых и является одним из сложнейших сочинений оркестрового репертуара.

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход