Санкт-Петербург, Концертный зал

Иоганнес Брамс. Все сочинения для органа


Четвертый концерт 19-го абонемента

Хоральные прелюдии, соч. 122
Прелюдия и фуга для органа ля минор
Фуга для органа ля-бемоль минор
Хоральная прелюдия и фуга «O печаль, o скорбь»
Прелюдия и фуга для органа соль минор

Диспозиция органа Концертного зала
Об органе Концертного зала на сайте Мариинский Медиа

 

«Вот, оказывается, что еще можно сделать со старыми формами»
Рихард Вагнер

Даже католическая церковь не смогла искоренить у немцев желание участвовать в богослужении, исполняя песнопения на родном языке. Эта традиция, прошедшая через Средневековье и Новое время, сохраняется в Германии по сей день: любой уважающий себя прихожанин наизусть знает напевы и тексты нескольких десятков, а то и сотен хоралов, которые ведут свое происхождение чуть ли не от Мартина Лютера. Для немецкого композитора времен Иоганна Себастьяна Баха использовать мелодию хорала в собственном произведении значило поговорить с публикой на понятном ей языке, поскольку за каждой музыкальной строкой в памяти слушателя вставало то или иное религиозное изречение. Тем самым органные обработки хоральных мелодий были для искусства барокко аналогом проповеди, в которой композитор раскрывал свое понимание идей христианского вероучения. Спустя полтора века после того, как барочное мышление – а вместе с ним и культура органных произведений на хоральные темы – утратили свою актуальность для большинства европейских композиторов, один из последних немецких романтиков Иоганнес Брамс готовился проститься с этим миром, создавая хоральные прелюдии для органа ор. 122. Они были изданы посмертно и запечатлели не совсем обычную для конца XIX века ситуацию: прославленный светский композитор обращается к узкоцерковному жанру хоральной обработки, в то время как его современники уже переосмыслили орган в инструмент концертного репертуара и почти оркестровых тембровых возможностей. Впрочем, эти одиннадцать хоральных прелюдий – не единственный опус Брамса, связанный с христианским богослужением. Превосходно знавший Священное Писание композитор создал несколько духовных вокальных произведений, которые проливают свет на непростые отношения Брамса с религией. Собственные представления композитора о долгожданном обретении духовного блаженства меньше всего касались центральной фигуры христианства – Иисуса Христа и его искупительной жертвы. Более того сын своего века Брамс даже не верил в загробную жизнь как таковую, а конечное утешение в скорбях и лишениях предполагал искать в жизни земной, посюсторонней. Эта сокровенная идея Брамса о том, что всех страждущих дóлжно возлюбить и утешить здесь и сейчас, звучит и в его знаменитом «Немецком Реквиеме», и в последнем «завещании» композитора – прелюдиях для органа на темы протестантских хоралов.
Марина Иовлева

Возрастная категория 6+

И. С. Бах Прелюдия соль мажор, BWW 541
Исполняет Ханс Фагиус.
Запись с концерта в Эслове (Швеция)
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход