Санкт-Петербург, Концертный зал

Юрий Башмет и камерный оркестр «Солисты Москвы»


Антонио Вивальди. «Времена года»
Гия Канчели. Abii ne viderem («Отвернувшийся, чтобы не видеть»). Для альта, бас-гитары, подготовленного фортепиано и струнных
Франц Шуберт. Симфония № 5

Среди пяти с половиной сотен сочинений Антонио Вивальди цикл из четырех концертов «Времена года» бьет все рекорды популярности. Так было с самого момента его появления. Едва в 1725 году концерты вышли в свет в тогдашнем центре нотопечатания – Амстердаме, как были сразу же оценены всей просвещенной Европой и стали хитом парижских «Духовных концертов». Наибольшую роль в этом сыграла их поэтическая программа. Первоначально «Времена года» были опубликованы как часть цикла из 12 концертов соч. 8, озаглавленного «Опыт Гармонии и Изобретательности». При этом каждому из этих четырех концертов (которые открывали «Опыт Гармонии...») Вивальди предпослал сонет, раскрывающий содержание музыки. Кто был автором этих сонетов, достоверно неизвестно. Возможно, им был сам композитор, при случае складывавший стихи на родном языке. Поэтические мотивы традиционны (весеннее пробуждение природы ассоциируется с пасторалью, осень – с охотой), но их очаровательная наивность была радостно принята даже такими интеллектуалами, как Жан-Жак Руссо. И кто знает, не концерты ли Вивальди подтолкнули молодого шотландца Джеймса Томсона (автора песни «Правь, Британия!») в 1726 году взяться за написание своего главного произведения – поэмы «Времена года», которой почти сто лет зачитывались любители философской поэзии.

Франц Шуберт был единственным из прославленных венских композиторов, кто не только умер, но и родился в австрийской столице. С самого детства он был воспитан в типично венской атмосфере домашнего музицирования. Это более всего отразилось в его песнях и в его симфониях.
Первые шесть симфоний написаны юным композитором для любительского оркестра, который вырос из семейного квартета Шубертов. Сперва музыкальные собрания проходили в доме Шуберта-отца. Затем, по мере увеличения состава, они переместились в более просторные помещения: к торговцу Францу Фришлингу и скрипачу Отто Хатвигу, ставшему концертмейстером коллектива. Ко времени сочинения Шубертом Пятой симфонии си-бемоль мажор в оркестре было уже около тридцати человек, сам композитор постоянно участвовал в нем в качестве альтиста.
Симфония для камерного оркестра без кларнетов, труб и литавр была закончена 3 октября 1816 года, когда Шуберту еще не исполнилось и двадцати. Сочинена она в духе Гайдна и Моцарта и отличается классической гармоничностью и легкостью руки. Это музыка создана словно бы без серьезных намерений – для удовольствия музицирующих любителей.
Анна Булычева

Гия Канчели – один из крупнейших композиторов нашего времени. Он написал музыку более чем к 50-ти художественным фильмам, создал свой стиль в музыке и свой тип симфонизма. Одна из особенностей его стиля определяется понятием «динамическая статика», введенным в музыковедческий обиход Игорем Стравинским. Музыкальная статика Канчели напоминает поверхность воды глубокого озера, которое только на первый взгляд кажется абсолютно неподвижным, или с черно-белую фотографию, остановившую и запечатлевшую мгновение.
Камерное сочинение Канчели Abii ne viderem (Отвернувшийся, чтобы не видеть) написано в первые годы пребывания композитора на Западе. Некоторые музыковеды считают, что это произведение связано с трагическими событиями в Грузии в начале 90-х годов. Сам Канчели, однако, утверждает, что его желанием было написать музыку «надсобытийную».
Конфликт здесь развивается как бы во внутреннем пространстве души, не становясь от этого менее напряженным. В одном из эпизодов ремарка даже рекомендует дирижеру сокращать паузы, чтобы достичь предельно беспокойной атмосферы. Смятение, рвущаяся наружу энергия в сочетании с неподвижностью одиночества – все это требует повышенной отдачи как от исполнителей, так и от слушателей.
Светлана Никитина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход