Санкт-Петербург, Концертный зал

Сибелиус. Чайковский


Второй концерт 16-го абонемента

В программе:
Ян Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром
Петр Чайковский. Сюита № 3

Исполняют:
Уральский академический филармонический оркестр
Солист – Вадим Репин (скрипка)
Дирижер – Дмитрий Лисс


Генеральный спонсор оркестра:

Скрипка была любимым инструментом Яна Сибелиуса. В юности композитор мечтал о блестящей карьере скрипача-виртуоза. Увы, этим мечтам не суждено было сбыться: его занятия на этом инструменте начались слишком поздно, вдобавок Сибелиус перенес травму плеча, которая заставила его окончательно отказаться от своих честолюбивых намерений. Тем не менее композитор никогда не терял интереса к скрипке и мог подолгу предаваться импровизациям на ней. Приближаясь к 40-летнему рубежу, он отмечал: «Все еще существует часть меня, стремящаяся стать скрипачом, и эта часть проявляет себя необычным образом». Вскоре Сибелиус приступил к работе над своим единственным скрипичным концертом, в который вложил всю свою любовь к скрипке и хорошее знание инструмента.
Скрипичный концерт ре минор (1905) знаменит своей чрезвычайной сложностью: в нем ярко выражено стремление Сибелиуса выявить беспредельные выразительные возможности скрипки – те, что для него самого как исполнителя не были доступны. Берлинская премьера сочинения прошла с невероятным успехом, а его музыка побудила одного из критиков к причудливому сравнению с «живописными скандинавскими зимними пейзажами, на которых художники посредством утонченной игры белого на белом добиваются редких, подчас гипнотических и мощных эффектов».
Надежда Кулыгина

 

«Я покамест еще не принялся за работу и только собираю кое-какие материалы для будущего симфонического сочинения, форма которого еще не определилась. Быть может, это будет симфония, а, быть может, опять сюита. Последняя форма с некоторых пор сделалась для меня особенно симпатична вследствие свободы, которую она предоставляет автору не стесняться никакими традициями, условными приемами и установившимися правилами» – писал Чайковский к Н. Ф. фон Мекк в одном из писем 1884 года.
Образный строй каждой из четырех частей Третьей сюиты Чайковского адресует слушателя к другим сочинениям композитора. «Элегия» содержит аллюзии, отсылающие к «Евгению Онегину», «Скерцо» (третья часть) предвосхищает многие моменты «Щелкунчика», а четвертая часть близка к народным финалам предшествующих симфоний. Это своего рода «сюита в сюите», калейдоскоп сменяющих друг друга образов: русская плясовая, пастораль для деревянных духовых, тема Dies Irae, тарантелла, блестящий, помпезный полонез...
Премьера сюиты в Петербурге 12 января 1885 под управлением Ганса фон Бюлова произвела фурор. Неделей позже она с таким же успехом была исполнена в Москве (дирижировал Макс Эрдмансдерфер). Ему Чайковский и посвятил свое новое произведение.
Павел Великанов

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход