Санкт-Петербург, Концертный зал

Артемис-квартет

Наталья Прищепенко (скрипка), Грегор Сигл (скрипка)
Фридеманн Вайгль (альт), Экарт Рунге (виолончель)
www.artemisquartet.com

В программе:
Йозеф Гайдн. Струнный квартет ре мажор, соч. 76, № 5
Бела Барток. Струнный квартет № 1, ля минор, соч. 7
Морис Равель. Струнный квартет фа мажор

Об Артемис-квартете

Шесть квартетов соч. 76 были завершены Йозефом Гайдном в июне 1797 года и посвящены венгерскому графу Йозефу Эрдёди. В их число входят такие знаменитые квартеты, как «Квинты», «Императорский» и «Восход солнца». Квартет № 5 ре мажор – экспериментальное сочинение. Его первая часть в ритме сицилианы на удивление легкомысленна – Гайдн даже не стал выстраивать сонатную форму, ограничившись более простой. Когда единственная тема этой части переходит к виолончели и подвергается полифоническому развитию, музыка обретает серьезность, но ненадолго. В сущности, первая часть – лишь прелюдия к Largo, которое композитор предписал исполнять «певуче и скорбно». Эта возвышенная музыка – дальняя родственница медленной части из гайдновской «Траурной» симфонии. Менуэт с минорным трио, где тон задает ворчливая виолончель – нечто вроде интермеццо, позволяющего слегка перевести дух, чтобы потом не отрываясь следить, как в блестящем финале Гайдн из самой элементарной темы, практически из ничего создает живую, изобретательную пьесу.

 

Струнный квартет Белы Бартока соч. 7, ля минор известен как № 1, однако ему предшествовали еще три неизданных квартета. Поэтому можно не удивляться свободе, с которой композитор владеет сложнейшим в академической музыке жанром. Квартет был начат в 1908 году, вскоре после болезненного разрыва со скрипачкой Штефи Гейер, и окончен 27 января следующего года. Обозначение тональности условно, ля минор устанавливается только к концу финала, а до этого момента музыка атональна. Начало первой части говорит о глубокой депрессии. Ее причин Барток не скрывает, вплетая в музыку восходящий «мотив Штефи», который встречается и в других его сочинениях. В первой части находится место и проявлению воли, и обретению покоя в удивительно гармоничном эпизоде, написанном в духе импрессионизма. Вторая часть – томный вальс; извивы его мелодических линий напоминают об орнаментах стиля модерн. Во вступлении к третьей части у виолончели проходит искаженная мелодия песни Элемера Шентирмая «Красивая девушка». Этот финал находится на подступах к типичным для Бартока в будущем фольклорным финалам – энергичным, моторным, освобожденным от личных эмоций. Однако экспрессивная третья часть квартета соч. 7 еще полна переживаний.

 

Между 1900 и 1905 годами Морис Равель пять раз безуспешно вступал в схватку за Римскую премию, сочиняя обязательные академичные кантаты. В это же самое время он написал свой единственный Струнный квартет фа мажор, в котором каждый такт – на вес золота. Не разрушая классической формы, композитор совершенно преобразил традиционную беседу четырех инструментов. Достаточно услышать любую из частей квартета, чтобы угадать в Равеле будущего гения оркестровки. Располагая всего лишь четырьмя струнными инструментами, он за счет комбинаций регистров и приемов игры создает волшебный колорит, родственный живописи импрессионистов. Звуковая материя вибрирует и переливается всеми красками, больше нет диалога отдельных инструментов, а есть лишь игра воды, колебания воздуха, смутные образы сновидений и разлитая в прекрасных лирических темах меланхолия.

Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход