Санкт-Петербург, Концертный зал

Венский филармонический оркестр


Людвиг ван Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5
Солист – Рудольф Бухбиндер (фортепиано)

Отто Николаи. Арии из оперы «Виндзорские проказницы»
Солистка – Ильдико Раймонди (сопрано)

Петр Чайковский. Серенада для струнного оркестра

Один из самых древних музыкальных коллективов мира был основан в 1842 году прусским композитором Отто Николаи. Собственно, Николаи сформировал Филармоническую академию с уникальным уставом, согласно которому оркестр был полностью независимым, и все важные решения принимались демократическим голосованием участников. Как древние греки филармоники всегда гордились своей демократической системой правления, и когда речь зашла о строительстве нового дома для оркестра, то есть о будущем венском храме музыки – Музикферайне, пригласили главного идеолога и пропагандиста греческой культуры того времени датчанина Теофила Хансена, чтобы он возвел в Вене что-то подобное афинскому Парфенону. Открытый в 1870 году Музикферайн стал репетиционной базой для оркестра и самым большим и красивым концертным залом в мире.

Важно, что провозглашенные единожды почти 170 лет назад принципы демократии филармоники смогли отстоять, и до сих пор они нерушимы. Менялись правила о членстве в Обществе друзей музыки и положения о приглашенных на сезон и на отдельные концерты дирижерах, но никакие невзгоды и лихолетья не склонили свободолюбивых оркестрантов к поиску лидера (тирана, на их независимый взгляд), который сможет, если надо защитить. До 1933 года сохранялся пост первого дирижера – и номинально этот музыкант считался руководителем оркестра (тут сплошь большие имена – Карл Антон Экерт, Карл Рихтер, Густав Малер, Феликс Вайнгартнер, Вильгельм Фуртвенглер, Клеменс Краусс), но с серьезными ограничениями власти, а дальше началась эпоха гостевых дирижеров. Именитыми «гостями» в свое время были многие прославленные музыканты XX века: Караян, Бернстайн, Бём и другие.

С 1941 года Венский филармонический оркестр проводит Новогодний концерт в Музикферайне, на котором заранее избранный оркестрантами маэстро дирижирует музыкой семейства Штраусов. Это тот самый концерт, который последние десять лет транслируется на весь мир по телевизору и долго обсуждается меломанами.

В июле-августе филармоники выезжают на родину Моцарта в Зальцбург, где работают в качестве резидентного оркестра Зальцбургского фестиваля.

Стать музыкантом знаменитого оркестра непросто: сначала нужно пройти кастинг в Венскую оперу, отыграть там три года и лишь потом подать заявление о вступлении в Общество любителей музыки. Членство в Обществе еще не дает право играть в оркестре, но является Чистилищем, из которого избранные счастливчики попадают в Рай (кроме статуса, музыканты получают серьезные финансовые гарантии).

О филармониках ходят легенды, что эти оркестранты знают все мировое музыкальное наследие со школьной скамьи и никогда не репетируют. Верится в это с трудом, но в любых преданиях всегда есть доля правды. В любом случае, репертуарным «коньком» оркестра является австрийская музыка всех времен, включая нововенцев и минималистов всех разливов.

Впервые на «Звездах белых ночей» Венский филармонический появился в 2003 году, отметив вместе с Петербургом 300-летие основания города и выступив в Мариинском театре под управлением Валерия Гергиева.

Екатерина Беляева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации