Санкт-Петербург, Концертный зал

Вечер «артиста месяца» Марио Брунелло (виолончель)


Антонио Вивальди – Иоганн Себастьян Бах. Концерт ре мажор, BWV 972, переложение концерта Вивальди соч. 3, № 9 для скрипки, струнного оркестра и бассо-континуо
Антонио Вивальди. Четыре сонаты для виолончели соло
Джованни Соллима. Spasimo

 

При участии: Людмилы Чайковской (скрипка), Владимира Литвинова (альт), Франческо Галиджони (виолончель), Ивано Дзаненги (лютня), Роберто Лореджанa (орган, клавишные), Александра Шалимова (ударные)

История жанра виолончельной сонаты насчитывает три с половиной столетия. Во второй половине XVII века в Западной Европе, в основном во Франции, Италии, Германии, струнное исполнительство достигает небывалого совершенства. Первые сочинения для виолончели в жанре сонаты принадлежат композиторам Л. Боккерини, А. Марчелло, А. Вивальди в Италии, А. Берто, Ф. Франкера, братьев Дюпор во Франции, И.С. Баха и его сыновей, Г. Генделя в Германии. В эпоху барокко сонаты делились на два вида: камерную сонату (sonata da camera), состоявшую из прелюдий, ариозо, танцев, написанных в разных тональностях, и церковную сонату  (sonata da chiesa), исполнение которой было предназначено для церкви.
В творчестве Антонио Вивальди (1678–1741) соната занимает важное, но не ведущее в сравнении с концертом, место. Среди сочинений в этом жанре и трио-сонаты для различных составов, и сольные циклы; образцы камерных и церковных сонат. Среди сольных инструментов предпочтение композитор отдавал скрипке и виолончели. Шесть сонат для виолончели соло с бассо континуо op. 14, предположительно, были изданы в 1740 году в Париже Ле Клерком. В XVII веке их возрождение связано с именем французского музыковеда Анри Прюньера, в коллекции которого они были найдены.
Сонаты для виолончели Антонио Вивальди демонстрируют тончайшую связь церковной музыки с камерным жанром. Возвышенный характер музыки, темповый контраст между частями (медленно-быстро-медленно-быстро), обилие контрапунктических приемов свидетельствуют о связи с церковной сонатой. Вместе с тем, преобладание танцевальных форм указывает на связь с камерной сонатой. Согласно общепринятой в ту эпоху практике, возможно несколько вариантов исполнения бассо континуо (цифрованного баса) в этих сонатах: либо на органе, либо на клавесине, а также с дублированием нижнего голоса этой партии второй виолончелью.

 

Джованни Соллима (1962) – итальянский композитор и виолончелист. Родился в семье музыкантов, обучался игре на виолончели у Джованни Перьера, композиции – у своего отца. Музыка Джованни Соллима относится к направлению музыкального минимализма. Тем не менее, композитор активно экспериментирует с самыми разными направлениями: джазом, роком, электронной музыкой, фольклором Сицилии и стран Средиземноморского бассейна. Он увлекается игрой на музыкальных инструментах Запада и Востока, электрических и электронных инструментах, а также инструментах собственного изобретения. Джованни Соллима – один из видных итальянских виолончелистов и, не смотря на свое классическое образование, он по-новому трактует этот инструмент, предлагая слушателям всевозможные эксперименты со звуком. Его виолончельные пьесы нередко имеют программные подзаголовки. Среди таких произведений – пьеса «Spasimo» (название полуразрушенной во время войны церкви с фресками Рафаэля).

Анна Коленькова

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход