Санкт-Петербург, Концертный зал

Шостакович. Чайковский


К юбилею Юрия Загороднюка
В программе:
Дмитрий Шостакович. Концерт для скрипки с оркестром № 1, соч. 77
Петр Чайковский. Симфония № 1 соль минор («Зимние грезы»)

Симфонический оркестр Мариинского театра

Первый скрипичный концерт ля минор соч. 77 был создан Шостаковичем при обстоятельствах, сходных с теми, в каких появилась Четвертая симфония. Над симфонией он работал в разгар травли 1936 года, над концертом – в самые тяжелые дни 1948-го, возвращаясь с собраний, на которых Жданов учил композиторов, как надо писать музыку.
Мрачная и монументальная партитура была завершена 24 марта 1948 года, но из-за обвинений в «формализме» премьеры пришлось ждать семь лет. Давид Ойстрах, для которого этот концерт написан, учил его тайно, и лишь в 1955 году стало возможным публичное исполнение. Премьера прошла 29 октября 1955 года в Ленинграде. Концерт с огромным успехом прозвучал под управлением Евгения Мравинского. Финал по требованию публики бисировали.
Концерт отличается подлинно симфоническими масштабами. В нем четыре части. За Ноктюрном следует высоко ценимое самим композитором Скерцо, в котором использована надрывная еврейская тема – фрейлехс. Пассакалью, в которой звучит бетховенский «мотив судьбы», связывает с финальной Бурлеской необыкновенно выразительная каденция солиста.
Анна Булычева

 

Весной 1866 года Чайковский, только что закончивший Петербургскую консерваторию, принялся за сочинение своей Первой симфонии, которая стала одной из самых элегических и лирических его исповедей. В ней композитор выразил боль и радость, смятение и искания, стремление к вечно прекрасному, возвышенному.
Сочинение было написано в течение 1866 года (март–ноябрь) и посвящено Николаю Рубинштейну. Первое исполнение симфонии и ее фрагментов в Москве и Петербурге принесли Чайковскому заслуженный успех.
Образный строй и способ лирического высказывания, драматургическое мышление и музыкальная выразительность (особенно в оркестровках), которые проявились в первой симфонии, будут типичны для всего симфонического творчества композитора. Уже тогда Чайковский сформировал свой ярко индивидуальный симфонический метод. Таковым было начало пути композитора к его симфоническим шедеврам, завершившегося созданием гениальной Шестой симфонии.
Анна Коленькова

 
Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход