Санкт-Петербург, Концертный зал

Резон. Куперен. Маршан. Де Гриньи. Коретт. Мендельсон. Гаде. Иденстам


Вечер органной музыки
Андре Резон. Офферторий в пятом тоне «Да здравствует Король парижан»
Франсуа Куперен. Récit de Cromorne en taille
Луи Маршан. Grand Dialogue en Ut
Николя де Гриньи. Récit de Tierce en taille
Мишель Коретт. «Взятие Иерихона»
Феликс Мендельсон. Тема с вариациями ре мажор. Органная прелюдия и фуга до минор, соч 37 № 1
Нильс Гаде. Три пьесы соч. 22
Гуннар Иденстам. Избранные пьесы из цикла Katedralmusik

 

Диспозиция Органа >>

 

 

Андре Резон (1650–1719) – представитель органного барокко, композитор, творивший в эпоху Людовика XIV. Его наследие включает «Две органные книги», изданные в 1688 и 1714 годах. Первая состоит из пяти органных месс и Оффертория с темой французской песни «Le Vive le Roi».
В 1662 году во Франции, был принял новый «Церемониал Парижской Церкви», запрещающий использование каких-либо инструментов в церкви, кроме органа. Перед органистами встала задача с помощью своего инструмента передать многообразие существовавшей в то время инструментальной музыки. Вероятно, этим и объяснима резкая смена жанровой системы во французской органной музыке: от строгих форм к органной сюите тембров. Сочиняя музыку для органа, композиторы мыслили ее как образец импровизации во время литургии. Пьесы объединялись в органные мессы, от 20 до 24 пьес в каждой. Такие циклические композиции отражали французскую церковную практику XVII века, когда орган заменял хор (но не аккомпанировал ему), и в богослужении попеременно пели певцы, и играл органист. На органе исполнялись части раздела мессы, называемого Ординариум. В этом разделе звучали песнопения, постоянно присутствующие и исполняемые всегда. Орган также звучал в определенные моменты Проприя – раздела мессы, включавшего песнопения, посвященные определенным воскресным и праздничным дням. Среди таких песнопений находится и Офферторий. В переводе с латинского языка это слово означает «подношу». Офферторий исполняется в католической церкви во время обряда пресуществления даров – хлеба и вина.

 

В 1690 году молодой представитель династии Куперенов – Франсуа Куперен (1668–1733) – создал две своих первых органных мессы – «Приходскую» и «Монастырскую».
«Приходская месса» предназначалась для торжественных богослужений, «Монастырская» звучала во время непраздничных воскресных служб. В органных сочинениях Франсуа Куперен заимствовал манеру великих мастеров прошлого и настоящего. В своем творчестве он воплощал идею соединения национальных особенностей музыкального языка с общеевропейскими традициями. Внутри органной мессы, согласно французской традиции, пьесы назывались или по первой строчке песнопения, или по регистровке, которая стала определять особенности системы органных жанров во французской музыке той поры.
Название Rècit de Cromorne en taille как раз указывает регистровку. Rècit – обозначение мануала во французском органе (как правило, третьего). Cromorne – регистр, который берут для ведения мелодии. Именно благодаря ему, мелодическая линия звучит наиболее ярко. Многие теоретики того времени писали о том, что мелодию, регистрованную Cromorne en taille следует исполнять очень нежно и подражая пению.

 

Среди современников Луи Маршан (1669–1732) выделяется особым драматизмом и внутренней экспрессией своей музыки. Его творчество восхищает искусной отделкой и детализацией письма, шокирует неожиданными образными контрастами. Бурный темперамент и неукротимый нрав композитора нашли воплощение в одном из самых известных его сочинений Grand Dialogue en Ut («Большой диалог в До»), созданном в 1696 году. Эта виртуозная концертная пьеса с необычным названием не имеет аналогов в других жанровых сферах и национальных школах.
Диалог – жанр, основанный на противопоставлении групп регистров, разных мануалов, а также на перекличке между отдельными сольными тембрами, разными по плотности мануальными «хорами». Этот жанр раскрывает уникальные акустические возможности органа. «Расположенный в храме с его многомерной звуковой атмосферой, орган использует само вибрирующее музыкальное пространство в диалоге».
Основу композиции составляют три главных раздела: вступление и первый раздел, медленный минорный и четвертый быстрый эпизод. Все они связаны с символикой Троицы. Контраст темпов, тембров, мелодических рисунков, жанров придают сочинению диалогичность не только музыкальную, но и стилевую.

 

Фигура органиста Никола де Гриньи (1671–1703), рано ушедшего из жизни, занимает особое место среди музыкантов «Великой эпохи». Его музыка отличается особой лирической проникновенностью, утонченной образностью, меланхоличными интонациями, которые можно расслышать в самых помпезных пьесах. Его Органная месса (1699) проникнута глубокой скорбью о распятом Христе, мольбой о спасении, смиренном ожидании прощения. Образный строй мессы как будто заглядывает в эпоху романтизма, в шумановскую эстетику флорестано-эвсебиевского толка. Мир, порожденный печальным лиризмом и тончайшими оттенками сопоставляется с героикой, в которой чувствуется внутренний надрыв. Специфика органных тембров, динамических смен во многом усиливает эти ощущения «завуалированного» напряжения и «затаенной усталости». Rècit de Tierce en taille – четвертый номер второй части мессы (Gloria). Исполнение его требует «томности, каденций, живости и движения». Согласно композиторской органной традиции, название пьес в мессе соответствовало либо первой строчке песнопения, либо регистровке.

 

Годы жизни Мишеля Коретта (с 1707 по 1795) охватывают почти весь XVIII век. Он был современником многих выдающихся людей и исторических событий эпохи. Пережив потрясение Великой французской буржуазной революции, под конец жизни Коретт даже сочинил «Симфонию для оркестра на тему песни-символа Ca ira». Автор многочисленных трактатов, композитор, педагог, органист, Мишель Коретт в своем творчестве развивает идею «объединенного вкуса», предложенную Франсуа Купереном. Она связана с объединением в рамках одного произведения французского и итальянского стилей. Список сочинений композитора очень значителен. Многие из них были изданы при жизни композитора и дошли до нас как прижизненные печатные издания: «Клавесинная книга» (1734), три «Органные книги» (1737, 1750, 1756), Шесть концертов для органа с оркестром (1756), театральная и духовная музыка и многое другое. Неоценимая заслуга Мишеля Коретта состоит в том, что он выступает продолжателем французской национальной традиции, наиболее ярко проявившейся в его органном искусстве.

 

Органные сочинения Феликса Мендельсона (1809–1847) явились частью мощного пласта непрерывающейся немецкой органной традиции. С самых ранних лет композитора-исполнителя увлекала музыка И.С. Баха, которую он знал превосходно.
В зрелом возрасте интерес Мендельсона к органу был связан с его частыми концертными визитами в Лондон и общением с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящены Прелюдии и фуги ор. 37 (1-3) . Композиция не была задумана как единый цикл, все три фуги написаны раньше, чем прелюдии. Работа над ними была начата в 1833 году в Дюссельдорфе. Когда в 1837 году Мендельсон предложил их известному издательству «Брейткопф и Гертель», то в свою очередь, потребовалось сочинить еще и прелюдии, над которыми композитор работал, находясь в свадебном путешествии.
Мендельсону по праву принадлежит первенство в создании нового жанра – романтической органной сонаты. Органная соната дает композитору возможность эксперементировать, свободно совмещать барочные и романтические жанровые образцы.
В его циклах можно найти прелюдии и фуги, хоральную партиту, фугу на хорал, различного рода фантазийные формы.

 

Нильс Вильгельм Гаде (1817-1890) – один из первых выдающихся композиторов Скандинавии, воспитанных лейпцигской школой. Высокоэрудированный и разносторонний музыкант (скрипач, органист, дирижер, педагог, руководитель концертного общества), Гаде был главой скандинавской школы композиторов. Также известен он и тем, что принимал участие в основании первой в Дании консерватории и был ее директором до конца жизни. Как национальный композитор Гаде заявил о себе в 1840 году. Именно тогда его увертюра «Отзвуки Оссиана» получила первую премию на конкурсе по композиции в Лейпциге. С начала XIX века датские музыканты стали проявлять большой интерес к изучению национального фольклора. Под влиянием своего учителя, Анреаса Петера Берггрена, композитора и фольклориста, издавшего ряд сборников и антологий народных песен и мелодий, Гаде обратился к национальному элементу в музыкальном творчестве. Именно он первый ввел в европейскую музыку колорит северных скандинавских мотивов. Его творчество опирается, с одной стороны, на национальный фольклор, с другой – на традиции европейской романтической музыки, в первую очередь немецкой. Будучи одно время церковным органистом, Гаде сочинил несколько пьес для органа. Три пьесы ор. 22 (1851) относятся к лучшим образцам его камерной музыки.

 

Гуннар Иденстам (1961) – известнейший органист современности, получивший классическое образование во Франции. Исполнительский репертуар Гуннара Иденстама невероятно широк и простирается от классической «старины» до «нетрадиционной» современности. Но особенно привлекательны и интересны его собственные музыкальные эксперименты в области сочинения и аранжировки. В духе современной традиции, Гуннар Индестам делает переложения симфонических произведений для органа, создавая весьма изобретательные опусы. Национальные мелодии стали источником творческого вдохновения композитора-исполнителя. Интерес к фольклору проявился в его транскрипциях для органа народных шведских мелодий. Сам композитор считает, что народная музыка подсказывает ему новые пути в постижении искусства органной классики – большую свободу ритма и импровизационной орнаментики, более тонкое ощущение танцевальной энергии: «Шведский фольклор сам родом из эпохи барокко, он – мой ключ к баховскому сердцу».

Анна Коленькова

 

В рамках Года России – Франции 2010   Год Франции и России
    

При содействии:

   

Год Франции и России

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход

Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.

Маркировка применена на основании Федерального закона от 28 июля 2012 г. N139-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации