Санкт-Петербург, Концертный зал

Дюруфле. Мендельсон. Элгар


Вечер органно-хоровой музыки

Морис Дюруфле. Реквием для солистов, хора и органа
Феликс Мендельсон. Соната для органа № 2, до минор
Эдуард Элгар. Te Deum и Benedictus

Хор Мариинского театра
Главный хормейстер и дирижер – Андрей Петренко
Орган – Олег Киняев

Диспозиция органа Концертного зала
Об органе Концертного зала на сайте Мариинский Медиа

 

Реквием для солистов, хора и органа Мориса Дюруфле (1947), занимает особое место в творчестве французского композитора и органиста. Словами «Requiem aeternam» («Вечный покой») начиналась католическая заупокойная молитва. В эпоху барокко и классицизма композиторы писали на этот латинский канонический текст церковные песнопения, которые исполнялись в храмах во время заупокойной службы. С конца XVIII века, со времен Моцарта, Реквием утратил культовый характер и стал исполняться в концертных залах. Обратившись к жанру Реквиема, Дюруфле продолжил связь с духовным и художественным наследием минувших столетий. Но форма, выразительные средства и характер произведений не совпадают с привычной трактовкой жанра. Композитор создал Реквием, где основной идеей является не смерть и картины Страшного Суда (как это было у Моцарта, Верди, Берлиоза), а Вера, Покой, Мир и Любовь; где образ смерти воспринимается как долгожданное избавление, переход к высшим сферам небытия.
Анна Коленькова

 

Феликс Мендельсон (1809–1847) – немецкий пианист, органист, дирижер, композитор. Родился в еврейской семье протестантского вероисповедания. Прекрасное образование, полученное им в юности, сделало его одним из самых просвещенных людей своей эпохи. Он знал множество иностранных языков, превосходно рисовал, был страстным приверженцем философии. Ученик Зельтера и Хеннинга, он стал также одним из лучших немецких пианистов, начав сочинять свои первые произведения в двенадцать лет.
Частые путешествия в Англию (с 1829 по 1847), Францию (1816, 1825, 1830) и Италию (1830) обеспечили Мендельсону-композитору международную известность.
Обосновавшись в Берлине, он стал инициатором и исполнителем «Страстей по Матфею» Баха. Впоследствии Мендельсон занял пост директора музыки в Дюссельдорфе (1833) и превратил Лейпциг в один из крупнейших музыкальных центров Германии, взяв на себя руководство Гевандхаусом (Gewandhaus) и основав там консерваторию.
Музыка Мендельсона впечатляет своей ясностью, непринужденностью высказывания, чувствительностью мелодий и замечательной оркестровкой.

 

Творчество Эдуарда Элгара (1857–1934) стало воплощением в музыке имперского могущества «доброй старой Англии» викторианских времен. Вероятно, поэтому от музыки Элгара (особенно в ранний и средний периоды творчества – до Первой мировой войны), часто веет размеренностью и спокойствием, добродушной величественностью и благополучием.
Эдуард Элгар был четвертым ребенком в простой, небогатой и многодетной семье. Его мать незадолго до рождения Эдуарда перешла в католическую веру, в которой и воспитала своего сына. Этим отчасти можно объяснить обращение в творчестве к характерным для католической литургии гимнам Te Deum (лат. «Тебя, Господи, [славлю]») и Benedictus (лат. «Благословен»), написанным для Фестиваля трех хоров, проходившего в Херефорде в 1897 году. Несколько лет спустя «Торжественные и церемониальные марши» Элгара привели в восторг лондонскую публику и принесли композитору долгожданную и заслуженную славу.
Несмотря на приверженность Элгара католицизму, сочинения Te Deum and Benedictus никогда не предназначались собственно для церковной службы. В соответствии с традициями позднего романтизма, это не традиционные хвалебные религиозные гимны (кстати, их текст не латинский, как обычно, а английский) – скорее, это нечто вроде поэмы в двух частях, написанной для хора и органа и предназначенной сугубо для концертного исполнения.
Константин Грешневиков

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход