Санкт-Петербург, Концертный зал

Юрий Башмет и камерный оркестр «Солисты Москвы»


Вольфганг Амадей Моцарт. Дивертисмент № 1
Микаэл Таривердиев. Концерт для альта и струнного оркестра в романтическом стиле
Вольфганг Амадей Моцарт. Дивертисмент № 3
Эдисон Денисов. Камерная музыка для альта, клавесина и струнных

Дивертисменты, кассации и серенады в творчестве Моцарта отмечены большой изобретательностью и неистощимой жизнерадостностью. Этому способствовала сама специфика жанра, название которого происходит от фр. divertissement – увеселение. Музыкальное сочинение подобного рода представляет собой цикл для определенного состава инструментов. Моцарт писал дивертисменты для музицирования как на открытом воздухе, так и в помещении, экспериментировал с инструментальными составами, и мог создать произведение только для духовых или струнных инструментов, либо для полного симфонического оркестра. Как это было свойственно многим великим композиторам, Моцарт в этих жанрах выходит далеко за рамки прикладной, развлекательной музыки – многие из его дивертисментов и серенад приближаются к симфониям и концертам.

 

Микаэл Таривердиев (1931–1996) – один из крупнейших советских, а затем российских композиторов. Учился в Тбилиси в музыкальной школе-десятилетке при консерватории, а затем там же в училище. 1953–1957 – годы учебы в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных по классу композиции у Арама Хачатуряна.
Таривердиев приобрел известность в первую очередь благодаря своей музыке к кинофильмам («Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Старомодная комедия», «Человек идет за солнцем»), многие мелодии из которых стали шлягерами. В общей сложности, композитор написал музыку более чем к 130 кинофильмам.
Другая сторона творчества Таривердиева – область академической музыки. Здесь его наследие еще более обширно. Им написано более 100 романсов, пять опер (среди них «Граф Калиостро», «Ожидание»), два балета («Герника», «Девушка и смерть»), ряд произведений для органа, два скрипичных концерта, концерт для альта и струнных в романтическом стиле (посвящен Юрию Башмету), трио для фортепиано, скрипки и виолончели, фортепианные произведения.

 

«Камерная музыка для альта, клавесина и струнных» Эдисона Денисова была написана композитором по просьбе Юрия Башмета в 1982 году. Произведение длится около двенадцати минут и отличается подчеркнутой простотой, отсутствием виртуозного начала, несмотря на наличие сольных моментов у клавесина и каденцию альта. По словам самого автора, его можно назвать «концертом-минимонологом», поскольку элементов концертности в привычном понимании здесь практически нет.
Эта одночастная композиция благодаря своему составу может вызвать у слушателя явные аллюзии с музыкой эпохи барокко и раннего классицизма. Этому способствует тембр клавесина, который вызывает ассоциации с партией basso continuo, и однородный по звучанию струнный оркестр. Еще более явный намек на музыку «галантного века» дает полифоническая техника письма. Денисов «расщепляет» изначально монолитный струнный состав на отдельные голоса. Благодаря этому практически все время, пока звучит музыка, оркестр воспринимается как сумма солистов, каждый со своей, абсолютно самостоятельной и независимой партией.
«Камерная музыка» неоднократно исполнялась Юрием Башметом с оркестром Саулюса Сондецкиса в Москве, Петербурге и Прибалтике.

 

Павел Великанов

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход