Вольфганг Амадей Моцарт. Дивертисмент № 1
Микаэл Таривердиев. Концерт для альта и струнного оркестра в романтическом стиле
Вольфганг Амадей Моцарт. Дивертисмент № 3
Эдисон Денисов. Камерная музыка для альта, клавесина и струнных
Дивертисменты, кассации и серенады в творчестве Моцарта отмечены большой изобретательностью и неистощимой жизнерадостностью. Этому способствовала сама специфика жанра, название которого происходит от фр. divertissement – увеселение. Музыкальное сочинение подобного рода представляет собой цикл для определенного состава инструментов. Моцарт писал дивертисменты для музицирования как на открытом воздухе, так и в помещении, экспериментировал с инструментальными составами, и мог создать произведение только для духовых или струнных инструментов, либо для полного симфонического оркестра. Как это было свойственно многим великим композиторам, Моцарт в этих жанрах выходит далеко за рамки прикладной, развлекательной музыки – многие из его дивертисментов и серенад приближаются к симфониям и концертам.
Микаэл Таривердиев (1931–1996) – один из крупнейших советских, а затем российских композиторов. Учился в Тбилиси в музыкальной школе-десятилетке при консерватории, а затем там же в училище. 1953–1957 – годы учебы в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных по классу композиции у Арама Хачатуряна.
«Камерная музыка для альта, клавесина и струнных» Эдисона Денисова была написана композитором по просьбе Юрия Башмета в 1982 году. Произведение длится около двенадцати минут и отличается подчеркнутой простотой, отсутствием виртуозного начала, несмотря на наличие сольных моментов у клавесина и каденцию альта. По словам самого автора, его можно назвать «концертом-минимонологом», поскольку элементов концертности в привычном понимании здесь практически нет.
Павел Великанов |