Санкт-Петербург, Концертный зал

Рахманинов. Гершвин


Сергей Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини»
Джордж Гершвин. «Рапсодия в блюзовых тонах»

Симфонический оркестр Мариинского театра

В историю мировой музыкальной культуры ХХ века С. В. Рахманинов вошел как хранитель и защитник «традиционных ценностей» в музыке. «Если вы, прежде чем отправиться в новый мир, приложите максимальные усилия к тому, чтобы близко познакомиться со старым миром, то может случиться, что вы легко придете к выводу: в старом мире осталось еще много возможностей… Старый язык обладает неисчерпаемо богатыми возможностями». Эти слова композитора из интервью 1941 года особенно актуальны для поздних сочинений, созданных в годы эмиграции. Одно из них – «Рапсодия на тему Паганини» (соч. 43, 1934) – нередко рассматривалась именно в этом ключе: как соединение «старого» (стиля, унаследованного Рахманиновым от XIX века и обогащенного в его творчестве) и «нового» (элементов новейшей музыки, джаза, эстрадных жанров). Критики отмечали виртуозность произведения, аллюзии на романтический пианизм Ф. Листа и М. Мошковского. Сегодня, когда споры о «традиционализме» и даже упреки в «старомодности» Рахманинова ушли в прошлое, современность Рапсодии видится совершенно в другом свете.
Владимир Горячих

Как почти все музыканты на Бродвее, Джордж Гершвин (1898–1937) был сыном эмигрировавших из России евреев. Придя в музыку в качестве пианиста-аккомпаниатора и автора песен для шоу-однодневок, он с невероятной быстротой достиг высот профессии. Композиторский успех впервые принесли песни – «Свани» (1919) за один только год обогатила его на 10000 долларов (в общей сложности Гершвин создал около 700 песен для многочисленных мюзиклов и фильмов).
Однако ни слава, ни деньги не вскружили Гершвину голову. В отличие от своих многочисленных коллег по шоу-бизнесу, он уже состоявшимся музыкантом занялся тем, что в юности было недоступно – стал серьезно изучать композицию. Гершвину повезло первым в США открыть магическую формулу: на стыке джаза и академической традиции он создал серьезные сочинения в неповторимо американском стиле.
Среди шедевров Гершвина – опера «Порги и Бесс», а в инструментальной музыке – «Рапсодия в блюзовых тонах» (1924).
Анна Булычева

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход