Санкт-Петербург, Концертный зал

Стихия танца – стихия жизни: Глинка, Чайковский, Щедрин


Третий концерт 17-го абонемента

Михаил Глинка. Симфоническая увертюра «Ночь в Мадриде»
Жорж Бизе–Родион Щедрин. «Кармен-сюита», музыка балета
Петр Чайковский. Симфония № 3

В мае 1845 года Михаил Иванович Глинка отправился из Парижа в Испанию, привлеченный богатством народной музыки этой страны. Под впечатлением от увиденного композитор создал две увертюры, позднее, по предложению Одоевского, названные «испанскими». Первая из них – «Арагонская хота» – была написана в 1846 году непосредственно в Мадриде. В 1848 году, по возвращении из путешествия, Глинка сочинил вторую увертюру – «Ночь в Мадриде», в своей первоначальной редакции получившую название «Воспоминания о Кастилии. Попурри для оркестра».
В основе увертюры лежат четыре народные испанские мелодии, записанные Глинкой во время его путешествия – мотив хоты, две ламанчские сегидильи и мавританский напев. Вся композиция заключена в строгую оправу сонатной формы. Открывается увертюра акварельно-прозрачным вступлением, по характеру звукописи приближающимся к импрессионизму. Интересен найденный композитором прием, который призван еще больше подчеркнуть национальный колорит музыки – на протяжении всего сочинения роль своеобразного рефрена выполняет гитарный наигрыш.
Увертюра была написана в Петербурге, куда Глинка приехал на зиму 1848–1849 годов перед своим окончательным отъездом за границу. Поэтому образы Испании здесь отражены ретроспективно, композитор словно воспоминает увиденное и услышанное во время путешествия.

 

Образ Кармен впервые появился в середине XIX века на страницах новеллы Проспера Мериме. Четвертью века позднее Жорж Бизе, вдохновленный литературным источником, создал знаменитую оперу «Кармен». Однако переходом героини со страниц книги на оперную сцену дело не ограничилось и в XX веке появилось множество интерпретаций этого сюжета в поэзии и кинематографе.
Вполне естественно, что образ Кармен нашел свое воплощение и в балете. Родион Щедрин создал на основе музыки Бизе «Кармен-сюиту», в которой существенно перекомпоновал, сократил и заново аранжировал музыку оперы. Либретто балета, основываясь на новелле Мериме, написал балетмейстер Альберто Алонсо. Передать языком жеста и танца всю сложность и противоречивость чувств героев было одной из сложнейших задач для создателей балета. Балет был написан по инициативе Майи Плисецкой, которая стала первой блистательной исполнительницей главной роли. Мировая премьера «Кармен-сюиты» состоялась 20 апреля 1967 года в Большом театре. Щедрин многократно усилил драматическую суть сюжета, что подчеркнуто единством места действия (арена корриды).

 

О Третьей симфонии Чайковского, в отличие от других сочинений композитора, сохранилось меньше всего сведений. Чайковский завершил работу над симфонией летом 1875 года в Усове. Черновые эскизы были, по-видимому, закончены в течение июня, поскольку 29 июня, когда композитор переехал в имение Н. Д. Кондратьева Низы, он сразу принялся за инструментовку произведения.
Симфония впервые прозвучала осенью 1875 года в Москве, под управлением Николая Рубинштейна. Чуть позже, зимой, состоялась петербургская премьера с участием Эдуарда Направника. В обеих столицах новое произведение имело большой успех, а в 1879 году симфония прозвучала в Нью-Йорке.
Тем не менее именно Третья симфония сейчас исполняется реже других симфоний Чайковского. Среди всего симфонического семейства Чайковского она стоит особняком – единственная пятичастная и единственная, написанная в мажоре. В произведении господствуют светлые, жизнерадостные образы. Сам Чайковский так отзывался о сочинении: «Сколько мне кажется, симфония эта не представляет никаких особенно удачно изобретенных идей, но по части фактуры она шаг вперед. Всего более я доволен первой частью и обоими скерцо». Под скерцо композитор подразумевает, кроме четвертой части, которая так и озаглавлена, еще и вторую часть, не имеющую подобного жанрового определения.
Величественный апофеоз, которым завершается эта пятичастная композиция, явился венцом первой триады симфоний Чайковского. Начиная с Четвертой, композитор свернет с этого пути – чтобы уже никогда на него не вернуться.

Павел Великанов

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход