Судьба эстонского композитора Арво Пярта очень характерна для его времени. Он начал писать в 1960-х, подражая композиторам-авангардистам, работавшим в серийной технике. В 70-е в поисках своего стиля Пярт на несколько лет отошел от композиторской деятельности, серьезно занявшись изучением средневекового многоголосия. Этот период добровольного молчания закончился в 1976 году, когда Арво Пярт написал свои первые пьесы в новой изобретенной им технике «тинтиннабули» (от лат. «колокольчики»), суть которой заключается в стремлении к максимальной простоте музыкального языка и опоре на терцовые созвучия. Сам композитор выразительно охарактеризовал эту манеру письма как «бегство в добровольную бедность».
После эмиграции из Советского Союза в 1980 году Арво Пярт пишет почти исключительно духовную музыку (предназначенную, впрочем, для концертного исполнения).
Небольшая фортепианная миниатюра «К Алине», написанная в 1975 году, открывает как раз того Пярта, которым он является сейчас – композитора с богатым духовным опытом и аскетичной манерой письма, очень тонкого и точного в подаче музыкального материала. Герой фильма «24 прелюдии к одной фуге» после исполнения этой пьесы заметил, что ноты здесь, «как два нейтральных человека, что сходятся и расходятся болезненно». Не случайно музыка «К Алине» звучит и в художественном фильме Андрея Звягинцева «Изгнание».
Светлана Никитина
Владимир Рябов родился в Челябинске в 1950 году. Обучался в Московской консерватории и институте им. Гнесиных, где занимался в классе Арама Хачатуряна. До 1981 года преподавал в Ленинградской и Свердловской консерваториях. Много выступает как пианист в России и за ее пределами (Австрия, Италия, Германия, Франция). В 1991 году стал лауреатом I Международного конкурса композиторов имени С. С. Прокофьева. В настоящее время живёт в Москве и Хельсинки.
Владимир Рябов является автором большого числа сочинений различных жанров: духовных, камерно-инструментальных, оркестровых, хоровых и, естественно, фортепианных. Стиль Рябова необычен для современной музыки. По словам самого композитора, это «единый стиль широкого спектра», где сплетаются фольклорная, духовная и неоромантическая тенденции. Именно этот сплав, совсем не свойственный композиторам второй половины XX века, позволил сказать Хачатуряну о своем ученике: «Музыка Владимира Рябова необычайно красива. В его произведениях – редкое сочетание философской глубины и страстной, почти романтической эмоциональности».
Цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» создан Оливье Мессианом в самом конце войны – в 1944 году, после нацистского плена и двух лет в концентрационном лагере.
Произведение было сочинено очень быстро – с 23 марта по 8 сентября – и посвящено французской пианистке Ивонн Лорио, которая стала первой исполнительницей цикла. В дальнейшем Лорио его исполняла более 50 раз. О больших трудностях, которые ставит перед пианистом это произведение, говорит тот факт, что с момента премьеры лишь немногие из исполнителей решались включать его в свой репертуар целиком.
Каждая из двадцати пьес цикла снабжена заглавием и отдельным комментарием, облегчающим слушателю понимание музыки и проникновение в ее мистически-религиозную сущность.
Главная тема цикла – рождение Христа. Композитор раскрывает ее в виде двадцати медитаций-взглядов. Действующими лицами здесь становятся персонажи, сопутствовавшие Рождеству (Бог в трех лицах – I, V, X; Богоматерь – IV, XI; ангелы-хранители – XIV; пастухи, волхвы и пророки – XVI), нематериальные понятия (высота – VIII, время – IX, тишина – XVII), а также символы, открывающие и завершающие земную жизнь Христа (звезда – II, крест – VII). Оставшиеся шесть пьес показывают: Бога-Творца – VI, Человека – III, Слово XII, Рожденного – XIII, Бога в Евхаристии – XV и Бога, принявшего человеческую природу – XVIII. Гигантская кода, венчающая цикл (XX взгляд) – это образ человеческой любви и благодарности за дарованную благодать познания, искупления и спасения.
«Двадцать взглядов на младенца Иисуса» – произведение огромное, но имеющее в своей основе строжайшую организацию и внутреннюю логику. В этом цикле композитор сумел объединить мудрость и техническое мастерство с ярким чувством прекрасного, о котором столь часто забывают в XX веке.
«Гольдберг-вариации» Иоганна Себастьяна Баха состоят из арии и тридцати вариаций и входят в четвертый том так называемых Klavierübung («Клавирных упражнений»). История возникновения этого цикла необычна. Он получил свое название в честь Гольдберга, клавесиниста, работавшего у графа Кайзерлинга, покровителя Баха; граф занимал пост русского посланника при Дрезденском дворе. Именно он помог Баху получить звание придворного композитора. Граф Кайзерлинг страдал бессонницей, и поэтому обратился с просьбой к Баху, чтобы тот сочинил несколько разнохарактерных клавирных пьес, и Гольдберг, играя их на клавесине, тем самым развлекал бы графа в его бессонные ночи. Бах выполнил просьбу, сочинив цикл вариаций, которым впоследствии было дано имя их первого исполнителя.
Тема «Гольдберг-вариаций» взята из «Клавирной книжки» Анны Магдалены Бах. Она представляет собой сарабанду на мотив Bist du bei mir («Когда бываешь ты со мною»). Пьеса к тому моменту уже существовала десять лет, прежде чем Бах решил взять ее за основу своего нового вариационного цикла.
Из всех произведений композитора ни одно так не приближается к современному фортепианному стилю. В особенности это становится заметно по предпоследней и предшествующей ей вариации, которые непредвзятый слушатель, даже по внешнему виду нот, отнес бы к поздним фортепианным сочинениям Бетховена. В рукописи цикла содержится авторская ремарка, что он предназначен для исполнения на клавесине с двумя мануалами. «Гольдберг-вариации» содержат в себе огромные смысловые и технические трудности и включать это произведение в программы целиком решаются лишь немногие пианисты.
Павел Великанов
|