Санкт-Петербург, Концертный зал

Россини. Моцарт. Шостакович


Джоаккино Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль»
Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20
Солист – Игнат Солженицын (фортепиано)

Дмитрий Шостакович. Симфония № 14
Солисты: Ольга Сергеева (сопрано), Юрий Воробьев (бас)

Опера «Вильгельм Телль» Россини – последнее произведение композитора – пользовалась огромным успехом. После его создания, автор прожил еще около сорока лет – почти ничего не сочиняя. В силу своих огромных размеров эта опера сегодня ставится реже, чем другие шедевры Россини, зато увертюра по-прежнему пользуется широкой популярностью. Настоящим «хитом» стал финальный галоп из увертюры, который теперь вызывает множество юмористических ассоциаций и используется в мультфильмах и рекламе. Однако он не затмевает яркого и нетрадиционного первого раздела увертюры, начинающегося с соло виолончелей, за которым следует оркестровая картина бури.

 

Концерт № 20 ре минор для фортепиано с оркестром благодаря своему романтическому и страстному характеру принадлежит к числу самых популярных концертов Моцарта. Первая часть предвосхищает патетические страницы «Дон Жуана», третья – финал 40-й симфонии.
Партитура была окончена Моцартом 10 февраля 1785 года, а уже на следующий день композитор исполнял новое произведение в зале казино Мельгруб на открытии серии из шести концертов по подписке. Играть партию клавира, одновременно дирижируя, было его излюбленной формой появления на публике. Именно Моцарт в 1780-е годы совершил революцию, избавив фортепиано от роли аккомпаниатора (которую по традиции исполнял в оркестре клавесин и другие клавишные инструменты) и превратил его в настоящего солиста. Моцарт предназначал свои концерты для самой широкой публики. В письме к отцу он говорит: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту; кое-где сатисфакцию могут получить одни только знатоки – впрочем, незнатоки безотчетно должны быть довольны ими».

Анна Булычева

 

В начале марта 1969 года Шостакович завершил одно из своих самых безысходных творений – Четырнадцатую симфонию, созданную в форме вокального цикла для баса, сопрано и камерного оркестра. Тексты первых двух частей принадлежат испанскому поэту Федерико Гарсиа Лорке (1898–1936), трагически погибшему во время гражданской войны в Испании. В основу третьей части легла баллада немецкого романтика Клеменса Брентано (1778–1842) во французской версии Гийома Аполлинера (1880–1918). Части с четвертой по восьмую написаны на слова Аполлинера, часть девятая – на слова Вильгельма Кюхельбекера (1797–1846) и, наконец, две последние части – на слова Райнера Марии Рильке (1875–1926).
Четырнадцатая симфония посвящена английскому композитору Бенджамину Бриттену (1913–1976), чей «Военный реквием» Шостакович считал одним из шедевров современной музыки. Но это произведение – своего рода «негатив» реквиема: по расположению частей оно во многом аналогично заупокойной мессе, но по содержанию скорее противоположно ей. Отдельные части Четырнадцатой симфонии – искаженные, «травестированные» варианты частей реквиема. Там, где в реквиеме должна быть скорбная Lacrimosa («Слезная»), у Шостаковича (в «Мадам, посмотрите») звучит почти непристойный истерический хохот, место части Sanctus («Свят») – гимна величию Бога – занимают проклятия в адрес султана, а место заключительной молитвы Libera me de morte aeterna («Избавь меня от вечной смерти») – сентенции о всевластии смерти. Элегия «О Дельвиг, Дельвиг!» замещает в этой системе Benedictus – традиционно самую светлую, идеальную часть мессы, посвященную восславлению Святого Духа; не случайно именно она оказалась свободна от духа негативизма, который пронизывает симфонию.

Левон Акопян

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход