Санкт-Петербург, Концертный зал

Свелинк. Букстехуде. Шайдеманн. И. С. Бах. Франк


Вечер органной музыки

Ян Питерсзон Свелинк. Вариации на тему песни «Моя молодая жизнь подходит к концу»
Дитрих Букстехуде. Прелюдия и фуга соль минор
Иоганн Генрих Шайдеманн. Мотет
Иоганн Себастьян Бах. Хоральная прелюдия «Мы верим во Единого Бога»
Сезар Франк. Три хорала для большого органа

Диспозиция органа Концертного зала
Об органе Концертного зала на сайте Мариинский Медиа

 

Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621) всю свою жизнь проработал на двух органах в Старой церкви Амстердама и почти никогда не выезжал за пределы своего родного города, что не помешало ему прославиться на весь мир в качестве гениального органиста-виртуоза и клавесиниста, оставить огромное наследие, стать основателем северонемецкой органной школы, написать трактат и воспитать учеников, не менее прославленных, чем он сам.
Среди клавирного наследия Свелинка, прозванного «Орфеем Амстердама» – вариации на мелодии светских песен и танцев различных национальностей, обработки духовных песнопений (григорианских, протестантских и кальвинистских), блестящие виртуозные токкаты, фантазии. Большинство сочинений сохранилось благодаря ученикам Свелинка, которые переписывали его сочинения, часто созданные в методических целях специально для них.
Музыка Свелинка содержит в себе опыт общеевропейской музыкальной традиции того времени: франко-фламандскую вокальную полифонию, итальянские и английские влияния.
В области клавирной вариации Свелинк стал одним из первых, кто систематически начал писать целые циклы вариаций. Вариации на тему песни Mein junges Leben hat ein End («Моя молодая жизнь подходит к концу»), возможно, как многие другие вариации на светские напевы, первоначально предназначались для клавесина, однако они также великолепно звучат и на органе.

 

Дитрих Букстехуде (1637?–1707) – представитель любекской ветви северогерманской органной школы. После смерти своего предшественника – Ф. Тундера – Букстехуде, согласно традиции, женился на его старшей дочери и унаследовал престижный пост органиста, а также должность секретаря и казначея любекской церкви св. Марии. Благодаря организаторским способностям, деловым качествам и выдающемуся дарованию Букстехуде церковь св. Марии вскоре превратилась в культурный центр Северной Германии.
Букстехуде прославился благодаря своим «Музыкальным вечерам», которые проходили ежегодно в два последних воскресенья после Троицы и в три последних воскресенья церковного года. Это были тщательно подготовленные музыкальные предприятия, которые начинались в 4 часа пополудни и продолжались часа два; для удобства публики с 1677 года издавались программки, а репертуар отличался большим разнообразием – от импровизаций самого Букстехуде до исполнения крупных ораторий. «Музыкальные вечера» Букстехуде стали подходящим местом для исполнения его больших прелюдий, чья продолжительность исключает исполнение во время богослужения.
Прелюдия соль-минор – один из примеров свободной композиции, основной принцип которой состоит в противопоставлении и чередовании прелюдийного и фугированного изложения. Полные экспрессии и ораторского пафоса прелюдийные разделы – наиболее характерная черта северонемецкого органного стиля. Однако смысловой центр прелюдий находится в фугированных разделах.

 

Иоганн Генрих Шайдеманн (1595–1663) – один из первых представителей северогерманской органной школы. Он учился в Амстердаме у Яна Свелинка (1611–1614), который посвятил ученику одну из своих пьес – канон. Вся дальнейшая жизнь Шайдеманна была в основном связана с Гамбургом, где в 20-е годы после кончины своего отца-органиста он занял пост органиста церкви св. Катарины. Гамбург в то время был процветающим городом, где бурлила музыкальная жизнь, и Шайдеманн постоянно общался с известными гамбургскими музыкантами и поэтами. Его ценили как педагога, композитора, органиста. К тому же Шайдеманн хорошо разбирался в органостроении. Из его учеников наибольшую известность получил Иоганн Рейнкен – будущий основатель оперного театра в Гамбурге.
Стиль Шайдеманна во многом близок стилю Свелинка, чьи влияния особо заметны в хоральных обработках для органа Шайдеманна. Однако Шайдеманн стремился опробовать достижения своего учителя на немецкой почве, то есть на немецком барочном органе. Мотеты для органа Шайдеманна – это, по сути, хоральные обработки, обогащенные вкраплениями стиля Свелинка, порой значительно расширенные – до 200 тактов.

 

 

В композиторском наследии Иоганна Себастьяна Баха органная музыка занимает ведущее место. Им написано более 300 сочинений «во славу Божию и услаждения души ради». Органные сочинения Баха в большинстве своем тесно связаны с текстами хоральных напевов, к которым композитор постоянно обращался. Тематика баховских обработок церковных песнопений (хоралов) связана с важнейшими разделами протестантской литургии Мартина Лютера – основоположника протестантизма. Бах ощущал теснейшую связь музыки и теологии. Отсюда – значимость слова в его музыке, не обязательно высказанного, как в вокально-инструментальных композициях, но и мысленно произносимого, как в хоральных обработках. Ученик Баха Готхильф Циглер вспоминал слова своего учителя, касающиеся игры хоралов: «Господин капельмейстер Бах наставлял меня, чтоб я играл эти песнопения не просто так, между прочим, а сообразуясь с аффектом слов».
Хоральная обработка Wir glauben all’ an einen Gott («Мы веруем все во единого Бога») – одна из драматичных композиций третьей части «Клавирных упражнений». За скромным названием «Клавирные упражнения» на самом деле скрывается грандиозный четырехчастный цикл. Третья часть была завершена в 1739 году. Она состоит из 21 хоральной обработки, 4 дуэтов, прелюдии и фуги ми-бемоль мажор. Именно третья часть «Клавирных упражнений» была первой опубликована при жизни автора.

 

Сезар Франк стал создателем первых французских композиций для органа, которые не были связаны с церковным ритуалом. Три его органных сборника – Шесть пьес (1859–1863), Три пьесы (1878), написанные специально для инаугурации органа А. Кавайе-Колля в концертном зале Трокадеро, а также Три хорала (1890) – представляют новый тип французского концертного органного стиля.
Сочиненные Франком на одном дыхании в конце жизни, Три хорала стали духовным завещанием композитора будущим поколениям. Они не связаны с образом хорала XVII века – каноническими церковными песнопениями, которые распевались всей общиной. Это романтические инструментальные поэмы, масштабные и индивидуальные по форме. Часто отмечается связь трех хоралов с символикой Троицы. Хорал № 1 ми мажор ассоциируется с образом Бога-Отца. Отсюда его эпичность и неторопливость в развертывании мысли и сверкающий гимн в тональности ми-мажор в конце. Хорал № 2 си минор обращает нас к страданиям Христа. В основе хорала – две темы. Первая развертывается по законам пассакалии: подвергаясь варьированию, она трансформируется то в драматический речитатив, то в лирическое фугато; вторая – тема хорала – сознательно не подвергается варьированию. Ее назначение в том, чтобы воплощать незыблемые ценности посреди бушующего моря страстей. Хорал № 3 ля минор символизирует образ Святого Духа, что отражается в подвижной фактуре крайних разделов пьесы, создающей ощущение стремительного полета.

Анна Хоменя

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход